Любая традиция когда-то была инновацией

Анна Докучаева. Ребрендинг Дымковской игрушки
Анна Докучаева. Ребрендинг Дымковской игрушки

Российские практики. О кейсах переосмысления промыслов в Ханты-Мансийском автономном округе

Ксения Илауски, президент некоммерческого фонда поддержки и развития народных художественных промыслов и ремесел г. Ханты-Мансийск, искусствовед, член Союза дизайнеров России, финалист конкурса «Лидеры России» в треке «Культура»:

name

"Очаровывают ли нас традиционные мотивы народных художественных промыслов, народного искусства? ДА! И в то же время можем ли мы носить повседневно ту самую традиционную одежду или представить себе эти вещи в своей обычной городской квартире? Затруднительно. Не все и не всегда. В нашем регионе мы поставили задачу стимулировать развитие новых брендов, где мастера, художники и дизайнеры, объединяясь, сделают мотивы современными, а этнику попробуют интегрировать в повседневную жизнь. Познакомлю с основными линейками и коллекциями.

Бренд «Сури»
На основе исследований канонов уникальной вышивки остяков и вогулов и в ходе дизайн-интерпретации, командой бренда разработана коллекции современной одежды, аксессуаров, интерьерных картин, мерча и полиграфии. Это новое прочтение кодов художественной традиции вышивки Югры с характерными орнаментами и образами легендарной птицы. Изделия выполнены на основе этнографического материала — праздничных костюмных комплексов остяков и вогулов конца XVIII-XIX веков, восстановленных по музейным коллекциям, хранящихся в России, Венгрии и Финляндии. Бренд продвигается в социальных сетях. Интересным инструментом узнаваемости и повышения лояльности подписчиков выбран формат участия в ведущих этноподиумах и профессиональных конкурсах дизайна, искусств, НХП. Многократный победитель и лауреат международных и Всероссийских конкурсов. Люди сопереживают, радеют и стремятся заказать предмет из коллекции, после активно постят об этом в своих соцсетях с упоминанием «Я в Сури».

Фото: персональная страница Ксении Илауски, ВКонтакте

Бренд «Кохта»
Переосмысливает старинные росписи русских старожилов севера в интерьерных коллекциях подносов, картин. Современный городской интерьер часто минималистичен, легок. Поэтому в коллекциях Кохты немного изменена сама форма интерьерных предметов и роспись.
После исследования исторических образцов росписей русских старожилов Югры выделены основные стилистические и сюжетные особенности этих стилей.
Для актуализации дизайна упрощены элементы, изменены живописные заливки и пестрый фон.
Бренд выпускает не только интерьерные предметы с росписями, но и текстиль с контурными композициями: шопперы, чехлы, пеналы, а еще настольные игры и полиграфию.
Интересные коллекции , где объединены промышленное достояние региона — нефть и залежи камней Приполярного Урала с художественным наследием — традиционного искусства, народных промыслов и архаики. Здесь дизайнеры разрабатывают особые рисунки тканей, используют инновационные техники окрашивания, адаптируют стиль и крой традиционных костюмов для современной жизни.
В основе особых рисунков тканей макросъемка нефти, срезов камней, которые дополняются элементами росписей, орнаментов из вышивки, вязания, керамики. Создают одежду, платки, мерч.

Бренд «Морошка-дизайн»
Специализируются на выпуске полиграфии, арт буков, раскрасок, открыток где в основе сюжеты народного искусства Югры: северные росписи, узорочье вышивки и вязания.

Гобелены «Птаха.Арт»
Новый взгляд на традиции ткачества.
В основе композиций текстильных картин, художественных гобеленов — мотивы и узорочье легендарной остяцкой вышивки.

«Северный узор»
Минималистичные формы, в основе дизайна орнаменты остяцкой вышивки или символы археологических находок в регионе. Выпускают вазы, подсвечники, стаканы, тарелки, блюда, доски.

Коллекция сумок из рогоза «Сатта»
В основе современной коллекции сумок — древние художественные технологии плетения циновок обских угров. Разнообразные по форме, видам плетения, и декору.
Уникальность идеи заключается в трансформации традиционных техник плетения из растительных материалов в современные, модные экологичные аксессуары.
С течением времени изготовление циновок стало неактуально, и перешло в разряд забытого ремесла.
Дизайн этой коллекции — это новое прочтение культурных кодов Югры в области редкого наследия — северного нетканого текстиля".

Фото: персональная страница Ксении Илауски, ВКонтакте

Зарубежные практики. Экспертная оценка развития промыслов в зарубежных странах

Вероника Александровна Пешкова, специалист по креативным индустриям, художественным промыслам и ремеслам, президент фонда развития общественной дипломатии «Женский взгляд»:

name

"Народно-художественные промыслы и ремесла в зарубежных странах воспринимаются как развитие экономического потенциала страны. Потому что сегодня традиционные орнаменты, традиционные промыслы являются тем кладезем, на котором строится развитие креативной экономики, или, как говорится во многих зарубежных странах, — оранжевой экономики. Когда совмещается традиционный креатив с современными информационными компьютерными технологиями. В странах ближнего востока на традиционных ремеслах развиваются такие направления как индустрия моды, ювелирное дело. В странах юго-восточной Азии также очень серьезный подход к развитию традиционных промыслов и ремесел. Например, следует сказать, что сегмент экономики, связанный с традиционными промыслами, в такой стране как Индия создал экономическую индустрию, превышающую в своем объеме 100 миллиардов долларов. Это не дотационный фрагмент экономики, а очень значимый драйвер экономического развития и создания новых рабочих мест.

Отрасль традиционных промыслов и ремесел имеет экспортный потенциал в случае грамотной адаптации проектов к современным реалиям потребления. Есть примеры традиционного промысла, традиционного подхода, которые очень легко приживаются в мировой экономике. Например, если мы с вами посмотрим на такой феномен как индийская пашмина, которая захватила мировые рынки и уже даже не всегда воспринимается как традиционная. Национальные мотивы в ювелирном искусстве, использование национальных стандартов в кинематографе, которые очень серьезно сегодня популяризирует те или иные форматы. Во многих странах идут процессы, адаптирующие традиции к условиям современного потребления, потому что любая традиция когда-то была инновацией. И вопрос в том, что важно для создания масштабных проектов и грамотного внедрения традиционных художественных промыслов и ремесел в современные цепочки создания добавленной стоимости. Ярким примером могут послужить проекты ЮНИДО в Таджикистане, когда технологии традиционного ковроткачества и создания традиционных сюзане были адаптированы к трендам современного потребления, в результате продукция стала востребована крупными сетями отелей. Что важно, проект способствовал созданию новых рабочих мест, новых предприятий и дополнительных новых поступлений в бюджет".

Читайте также

Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина

Продолжается прием заявок на участие в международном конкурсе фотожурналистики имени Андрея Стенина для молодых фоторепортеров от 18 до 33 лет.

Креативный фестиваль «to other floor(s)»

29 и 30 июля 2023 г. в рамках креативного фестиваля «to other floor(s)» пройдет серия мастер-классов и лекционная программа, посвященная искусству, арт-продакшену и дизайну.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить