«Разработчиков сейчас волнуют деньги и работа»

Фото: Ella Don, Unsplash
Фото: Ella Don, Unsplash

Телеграм-медиа «Красная кнопка ФКИ» — информационный партнёр Дайджеста креативных индустрий. На канале делятся новостями, результатами исследований и мнениями экспертов о развитии креативных индустрий России, рассказывают об опыте предпринимателей и региональных проектах.

С кардинальными переменами в экономике и геополитике возрос интерес государства к креативным индустриям.

Впрочем, о развитии и поддержке информационных технологий — одного из креативных направлений — в правительстве говорили и до прошлого года. В том числе обсуждали сферу разработки игр. Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ) опубликовала и регулярно обновляет живой доклад о состоянии российского геймдева, который помогает следить за ситуацией в отрасли после введения международных санкций. Надо сказать, именно в этих условиях случилось знаковое для российской видеоигровой индустрии событие: вышла Atomic Heart.

Какую роль для успеха отрасли играет господдержка, нужно ли вообще вмешательство государства и чего именно недостаёт разработчикам — стоит разобраться.

Как разработчиков игр поддерживают сегодня

Сразу отметим, сегодня на игровую индустрию направлена часть мер поддержки IT-отрасли, и заметны усилия, которые прикладывают к производству качественного контента. Например, в этом году геймдев-номинацию включили в московский городской хакатон «Лидеры цифровой трансформации». Победители получили призы от 400 тысяч до 1 миллиона рублей, а компании, что были в жюри, организовали менторское сопровождение для некоторых перспективных проектов.

Кроме того, известны успешные региональные практики, которые помогают российским разработчикам. Например, после релокации якутского видеоигрового гиганта Mytona региональное правительство и местные предприниматели по-прежнему поддерживают геймдев, вдохновляясь успехами предшественников.

Ценен также опыт Калининградской области.

«В Калининграде отлично работают меры поддержки IT-отрасли в целом, в которые включён геймдев. В частности за счёт областного бюджета проводят фестиваль PLAYPORT — одно из главных событий в российском геймдеве», —

— поясняет Василий Овчинников, руководитель РВИ.

Говоря о региональной поддержке геймдева, директор калининградского фонда «Креспектива» Валерия Гусейнова подчёркивает, что всё делается на территории, где исторически сложилось сообщество — легенда отечественного геймдева Андрей KranK Кузьмин, создавший игру «Вангеры», отсюда родом.

«Через PLAYPORT мы строим самую дружелюбную геймдев-среду в России. Наша программа поддержки выстроена через софт-факторы: делаем нужные сообществу события, создаём связи, выстраиваем коммуникацию. Здесь, на Балтике, из-за близости Европы за последние 20 лет сформировался IT-оазис, дополнительно усилившийся особой экономической зоной», —

— объясняет Валерия.

В поручениях президента говорится о геймдеве

После выставки «Развитие креативной экономики в России», прошедшей 30 мая 2023 года, внимание на геймдев обратил и президент. Владимир Путин утвердил ряд поручений, в которых есть пункты, касающиеся видеоигровой индустрии. В частности о включении российских компьютерных игр, созданных с помощью отечественного ПО, в единый реестр программ.
Чем это помогло бы отрасли, рассуждает Василий Овчинников:

«Это даст доступ к льготам на НДС для уже продающих в России компаний. Ещё, возможно, преференции при госзакупках, но об этом пока всерьёз никто не думает. Хотя, наверное, школы могли бы приобретать образовательные игры и устраивать киберспортивные соревнования».

Но, по словам эксперта, нужна серьёзная работа с самим реестром: он не предназначен для развлекательного ПО и видеоигр, поэтому для них нужны свои правила. Сейчас игры, сделанные в России российскими студиями, в реестр попасть не могут, поскольку при разработке видеоигр используются программы, созданные мировой индустрией. Даже если в создании софта участвовали российские разработчики, у такого ПО попросту нет отечественных аналогов. Однако сейчас, когда реестр становится инструментом поддержки всех разработчиков, ситуация должна измениться.

В России работают над отраслевой дорожной картой

К слову о переменах, недавно в России появилась новая версия стратегии развития игровой индустрии до 2030 года. Дорожную карту подготовили в профильном центре компетенций при Минцифры вместе с VK, ассоциацией АПРИОРИ и АНО «Цифровая экономика». Со ссылкой на документ «Коммерсантъ» написал, что стратегия включает четыре трека: «Технологии», «Инвестиции», «Нормативно-правовые акты» и «Образование». Положения дорожной карты лягут в основу специальных мер поддержки для отрасли.

Тут есть нюанс: крупные игроки рынка заявили, что не участвовали в разработке документа и стратегия не совсем отвечает их потребностям. По словам Василия Овчинникова, дорожная карта, наоборот, ограничивает для разработчиков доступ к государственной поддержке и никак не облегчает работу с иностранными инвесторами. А больше всего вопросов вызывает то, что поддержка направлена исключительно на пользователей ещё не существующего NAU Engine — игрового движка, который разрабатывает VK. При этом в реестре отечественного ПО есть достаточно известное решение от компании Unigine, на котором уже сделано несколько игр и симуляторов.

Не отрицая важности стратегического планирования для государства и профильных фондов, своей точкой зрения на ситуацию делится Валерия Гусейнова:

«Скажу честно, я не знаю, что в этой стратегии, но мне важно, что о ней думает сам геймдев. А сообщество о ней почти не говорит. Компании и инди-разработчиков сейчас волнуют деньги и работа. И здесь мне чётко видится разделение: мы действуем исходя из запроса сообщества, а государство — из геополитических планов и возможностей».

О чём говорят в профессиональном сообществе

Чтобы делать игры в том же объёме, что и раньше, нужны инвестиции, длинные деньги, венчурные фонды: эксперты подчёркивают, что, если бизнес будет вкладывать деньги в продукт, как минимум качество контента от этого выиграет. Что же касается продаж, действия государства определённо имеют значение: новые партнёрства и способы довести продукт до мирового потребителя должны стать главной мерой поддержки.

«Российским разработчикам нужна помощь в международном сотрудничестве, в частности со странами БРИКС, —

— подчёркивает Василий Овчинников. — В первую очередь нужно окончательно решить вопрос с особыми лицензиями для российских видеоигр, чтобы они выходили в Китае. Это уже озвучивал вице-премьер Дмитрий Чернышенко на российско-китайском бизнес-форуме в Шанхае в мае этого года. Я говорил об этом на встрече с президентом. Мы стараемся наводить видеоигровые мосты. Уже выстроили партнёрские отношения и провели несколько совместных мероприятий с ассоциациями разработчиков и отдельными компаниями из Китая, Бразилии, Ирана, Эфиопии и Индонезии».

Что ещё могло бы помочь игрокам рынка, так это видеоигровые кластеры в регионах, уверены эксперты. Льготная аренда и ресурсная поддержка не только для разработчиков, но и представителей смежных направлений — музыкантов, дизайнеров, художников — дали бы синергетический эффект в индустрии видеоигр.

В качестве примера лидеры профессионального сообщества приводят систему поддержки в Южной Корее. Здесь для начинающих и независимых разработчиков создают инкубаторы, программы акселерации, грантовые конкурсы и обучающие курсы. В этом участвует не только государство, но и бизнес, причём это могут быть даже конкурирующие проекты. Идея в том, чтобы государство поддержало новичков и создало инфраструктуру, а риски за провальные проекты бизнес взял на себя. В результате такого подхода индустрия имеет успешные кейсы и квалифицированных специалистов, которые переходят в новые проекты. Такая модель применима и в России.

Какие выводы

Говоря об отечественных проектах, популярных в России и за границей, профессионалы видеоигровой индустрии называют не только Atomic Heart от Mundfish и World of Tanks от Lesta Games. Отмечают War Thunder от Gaijin Entertainment, новую версию «Ил-2 Штурмовик» и «Калибр» от 1С Game Studios. А Escape from Tarkov от Battlestate Games Хидетака Миядзаки, руководитель японской студии From Software, назвал одним из источников вдохновения для Elden Ring — лучшей игры 2022 года по версии большинства профессиональных премий и изданий.

Чтобы успех на международном рынке не был единичным случаем для отечественных проектов, российским разработчикам нужна поддержка государства.

Первый шаг — это финансирование. Существующим разработкам нужны инвестиции: производственный цикл в видеоигровой индустрии долгий. Потому для российского геймдева важно наладить систему финансирования игровых проектов от инвестиционных фондов, частных инвесторов и банков.

Другие направления господдержки не менее важны: межправительственные договорённости, профильное образование, стабильные налоги и поддержка начинающих студий — возможно, даже микрогрантами. Всё это подстегнуло бы производство нового и качественного игрового контента в России и помогло бы раскрыть его экспортный потенциал.

Источник: телеграм-медиа «Красная кнопка ФКИ» для Дайджеста креативных индустрий Иститута развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Читайте также

«Остается лишь ждать, какой путь будет выбран правительством»

Игорь Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий и индустриальный руководитель бакалавриата «Управление в креативных индустриях» рассказал «Ъ» о дефиците кадров в креативных индустриях и привлечении в них инвестиций.

Яндекс.Музыка прокачала студентов Вышки

Ведущий российский онлайн-сервис для поиска и прослушивания музыки и подкастов открыл двери своего офиса для будущих музыкальных продюсеров — студентов факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить