Интервью с тревел-блогером Яной Аюнц

Интервью с тревел-блогером Яной Аюнц

Как вести популярный блог? Как привлекать аудиторию? Какой контент собирает больше просмотров? И зачем нужны групповые туры? 

На эти вопросы студентке профиля «Запуск и управление медиастартапом» Дарье Кострюковой ответила  тревел-блогер Яна Аюнц, автор блога «С РЮКЗАКОМ ПО РОССИИ».

Фото: Яна Аюнц
Фото: Яна Аюнц

 - Меня зовут Яна, я автор блога «С РЮКЗАКОМ ПО РОССИИ» в Telegram. За 10 лет путешествий по нашей родине я побывала в 79 регионах. На своём канале я делюсь этим ценным опытом и полезной практической информацией, чтобы вдохновить других и показать насколько прекрасна, богата, а, главное, доступна Россия. Также я являюсь основателем одноименного турклуба и организатором походов по самым красивым уголкам нашей необъятной.

 - Подскажите, пожалуйста, что вообще сейчас происходит с туристическом рынком? 

- Сейчас активно развивается внутренний туризм, наши сограждане все реже выезжают заграницу и все чаще проводят отпуска внутри страны, что очень радует, потому что это прямо пропорционально влияет на развитие: открываются новые маршруты, строятся новые гостиницы. Также я заметила, что все чаще отдается предпочтение отдыху на природу и более активному формату отдыха, нежели привычно пониманию туризма по городам.

- Какая у вас целевая аудитория? Основные сегменты?

- Моя целевая аудитория - это люди в возрасте от 25 до 65 лет, которые любят природу, не сидят на месте и предпочитают активный образ жизни. 

- Люди, которые следят за вами в различных соцсетях - это разные люди? Есть какие-то отличия у этих аудиторий? 

- Аудитория соцсетей примерно одинаковая, разницы не заметила. Многие люди просто перешли в телегу и теперь там читают блог, кто-то смотрит в разных соцсетях - и там, и там. Обычно у каждого есть своя любимая социальная сеть, в которой человек за всеми следит, но по аудитории каких-то различий не заметила. 

- Какие тренды присутствуют сейчас на рынке туризма? 

- Сейчас активно развивается направление отдыха на природе, то есть активного отдыха: сплавы, пешие походы, отдых с палатками, отдых в глемпингах. То есть люди стали ближе к природе. Возможно, на это повлияла эпидемия ковида, ведь и раньше у людей природа всегда была в доступе, но после пандемии и заточения дома люди начали больше ценить природу, чаще выбираться. Мне кажется, этот тренд связан именно с ограничениями, которым мы все, к сожалению, были подвержены. 

- Какие темы вашего контента вызывают больше всего реакций у ваших зрителей? Какие самые просматриваемые? 

- Больше всего людям нравится юмор, все активно участвуют в обсуждении каких-то комичных ситуаций. И личный экспертный опыт - допустим, я совершила какое-то путешествие, после этого рассказала о самом маршруте и расписала бюджет этого путешествия, - многие берут это на вооружение и потом со своими семьями повторяют мои маршруты. Вот эти два формата вызывают больше всего реакций -  рассказ о туристических проектах, личном экспертном опыте и юмор. 

- Вы упомянули, что людям нравится контент с информацией о месте и том, как вы туда путешествовали (маршрут, бюджет). Расписывали ли вы так места, в которые путешествуете со своими туристами? Если да, скажите, пожалуйста, почему тогда они едут не сами, а с вашими турами? 

- В большинстве случаев мои маршруты личных путешествий отличаются от туров, которые я организую. Зачастую, но не всегда. Бывает и такое, что я рассказала о направлении и расписала все расходы и маршрут, и параллельно с этим я ещё организую тур туда. Кто-то из людей едет самостоятельно, таких меньшинство, но такие есть. А кому-то нужен сервис, кто-то хочет коммьюнити, праздника, ну и вот этой ламповой атмосферы, которая есть в походах, они покупают тур и не хотят отправляться по направлению самостоятельно. 

- В ваших соцсетях, в основном, контент в виде небольших роликов, почему именно видео, а не текст или фото? Чем обусловлен ваш выбор?

- Однозначно будущее за видео, об этом говорили уже много лет назад, и то, что мы сейчас видим, этому подтверждение. Видеоконтент погружает человека в то, что мы хотим донести, то есть фотография, к сожалению, немножко сейчас проигрывает видеоконтенту из-за меньшей содержательности, из-за меньшей динамичности, то есть видеоконтент не просто так пользуется популярность, он более яркий, динамичный, интересный и вовлекающий.

- Участники ваших походов и туров в основном приходят благодаря соцсетям? Или есть ещё какие-то источники?

- Да, в основном, люди приходят благодаря соцсетям, иногда ещё используется инструмент настройки рекламы Яндекс-директ, но по большей части, 95% клиентов приходят из социальных сетей. Вообще мы работаем, в основном, с основным костяком, базой, которая накопилась за несколько лет. То есть из тех людей, которые один раз с нами сходили, 90-95% продолжают с нами ходить и дальше, потому что им всем понравилось и они не хотят искать кого-то другого, и получают удовольствие от путешествий именно с нашей командой. Поэтому приток новых людей небольшой и он идет из соцсетей или с контекстной рекламы, но основная часть клиентов - это наработанная клиентская база и дружественные долгосрочные отношения. 

- Чего обычно люди ждут от путешествий с вами? Какие у них ожидания?

Люди ждут высокого уровня сервиса, который они всегда получают. Это хорошая еда, все всегда сыты, все с маршрутов ещё что-то даже увозят с собой домой, все уезжают с ярким красивым контентом, то есть мы в процессе прохождения маршрута обязательно делаем фото и видео, это тоже неотъемлемая часть. Ну и самое главное - это детали, людям нужен комплексный пакет, в котором всё будет продумано, чтобы человек мог расслабиться и получать удовольствие.

Мы делаем всё возможное для того, чтобы от самого первоначального этапа, когда человек еще находится в процессе сборов дома, дать максимально подробную информацию в чате, записать видеоролики, которые помогут человеку собраться в путешествие. Дальше быть все время на связи, чтобы оперативно решать возникающие вопросы. И вот, собственно, ещё до завершения путешествия, когда у человека есть памятные фотографии и видео, он уже познакомился с интересными людьми, с которыми он остается на связи в чате. Ну и центральная часть, основная, -  это организация самого мероприятия, где каждая деталь продумана. Люди ждут комплексной организации путешествия - "от и до".

- В чём главная ценность вашего блога для вашей целевой аудитории?

- Главная ценность блога в том, что он помогает людям путешествовать. То есть, первое, это вдохновение. Даже если люди не путешествуют, смотрят глазами, как я прохожу все эти этапы, им интересно, они смотрят за этим, как за сериалом, это раз. Два - у них параллельно зреет в голове мысль о том, что они тоже хотят путешествовать. Соответственно, этот контент вдохновляет человека на более активный образ жизни. И третье, это возможность перенять опыт и задать какие-то вопросы. Если человек собирается в путешествие, он может взять за основу информацию, которую я у себя выкладываю, и благодаря этому выстроить план путешествия, затрачивая минимум времени своей драгоценной жизни.

- Что важно для людей, которые путешествуют с вами, в ваших роликах? 

- В видеороликах люди хотят почувствовать атмосферу, сохранить воспоминания, приятные моменты, которые мы прожили вместе.  Что-то вспомнить или, наоборот, вдохновиться и что-то увидеть. В первую очередь, это эмоции, тепло человеческих взаимоотношений, искренних, настоящих, и возможность быть здесь и сейчас, погружаться в жизнь, быть в моменте, радоваться тому, что сейчас происходит, переживать классный опыт, переживать новый опыт, переживать эмоции, знакомиться с людьми. Вот это всё объединяется в видеороликах, передающих атмосферу, которая есть во всех наших походах, даже однодневных. 

- От чего люди обычно приходят в восторг в ваших путешествиях?

В принципе, всё тоже самое - яркий контент, вкусная еда, красивая подача, внимание к деталям и красивые локации, оптимизация и грамотное планирование, составление маршрута.

- Чем обычно бывают недовольны?

Вообще недовольство в походах встречается крайне редко. Обычно оно исходит от людей, которые попали, скажем так, не в свою тарелку. Есть люди, которым такой формат отдыха не близок по духу. И бывают случаи, что люди попадают не на своё место и, естественно, испытывают дискомфорт. И всё происходящее кажется им чем-то ненормальным, выходящим за рамки их понимания. Также люди могут быть недовольны, например, разным темпом. В походах мы в движении и есть люди, которые ходят быстро, я их обычно называю командой скорости, а есть люди, которые, назовем так, "на чиле", которые идут в конце и хотят общаться, расслабляться. И вот здесь иногда возникает конфликт интересов. Тут очень важно быть таким связующим звеном между этими мини-командами.

- Сейчас достаточно много тревел-каналов, в чем ваше конкурентное преимущество?

- Первое - я стала путешествовать по России до того, как это стало трендом и мейнстримом, это был честный осознанный выбор с уважением и любовью к своей стране.  Второе —  всё-таки туризм, альпинизм, в первую очередь, ассоциируются чаще всего с представителями сильной половины человечества, а женщина-эксперт в туризме — это более редкий случай. Плюс я позиционирую более европейский формат походов, немного отходящий от классических канонов "уйти куда-то очень далеко с палаткой и большим рюкзаком". Я же предлагаю подход, в котором мы всё оптимизируем: если есть возможность не тащить на себе вещи - мы заказываем автозаброску, если есть возможность остановиться в гостинице или в тёплом приюте - мы обязательно этим воспользуемся. Это ни в коем случае не перечёркивает какие-то отдалённые экспедиции в очень красивые уголки нашей страны, но я за логическую оптимизацию энергозатрат во всех смыслах этого слова.

- О чём чаще всего говорят люди после путешествий? Какие отзывы? 

- Для людей важна еда, контент и общая организация, чтобы весь процесс был выстроен от точки "а" до точки "б". Именно за это все благодарят - за перезагрузку,  внимание к деталям, заботу, за то, что люди чувствуют, что на них не экономят - все щедро, с душой, с любовью и уважением. 

- Что вы бы хотели улучшить сейчас в своем блоге или в своих путешествиях? Почему?

- Я думаю, что стоит добавить новые рубрики и тематики для того, чтобы развивать это направление. Нужно найти временной ресурс, что всегда главный камень преткновения, и стоит добавить немного личной жизни, то есть чуть больше освещать то, что происходит за пределами походов. 

- Вы сказали о том, что считаете нужным больше в блоге показывать именно личную жизнь, почему вы так считаете?

 - По поводу личной жизни я думаю, что сейчас идет тренд на живой лайф-контент. Когда мы всё время выкладываем только красивые картинки и то, как мы гуляем в красивых местах, это немного искажает реальность. Мы ежедневно сталкиваемся с огромным количеством проблем для реализации вот этой красивой жизни, которую мы показываем в социальных сетях, и я считаю, что правильно показывать всю изнанку, всё закулисье. Для людей это ценно, это честно, это интересно, мне кажется, что стоит больше внедрять лайф-контент. 

Читайте также

«Дикая Мята» прокачала студентов-продюсеров ВШЭ

6 декабря 2025 года студенты профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях» Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ провели выездное занятие на площадке арт‑кэмпа «Дикая Мята» в Тульской области — одного из ведущих музыкальных фестивалей России. Поездка стала продолжением многолетнего сотрудничества вуза и фестиваля.

Дайджест Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Creative.HSE Digest

Новый выпуск дайджеста Института развития креативных индустрий Creative.HSE Digest посвящён вопросам креативного образования. 

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить