НИУ ВШЭ представил результаты рейтингового исследования креативных индустрий в регионах России

НИУ ВШЭ представил результаты рейтингового исследования креативных индустрий в регионах России

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провёл исследование, в рамках которого был составлен рейтинг развития креативных индустрий в регионах. В этом исследовании оценивалось как состояние креативных индустрий в регионе в целом, так и усилия местных властей по развитию потенциала территорий.

В исследовании разработан и апробирован новый подход к ранжированию субъектов Российской Федерации по уровню развития креативных индустрий. Этот подход позволяет выделить группы территорий, каждая из которых характеризуется своим уровнем развития как самих креативных индустрий, так и их инфраструктуры.

Разработчики разделили регионы на 3 рейтинговые группы:

Группа А — регионы с высокими показателями развития креативных индустрий, в этой группе регионы отличаются преимущественно комплексной системой мер поддержки креативного предпринимательства.

Группа В — регионы с меньшими оценками показателей развития креативных индустрий. За исключением нескольких регионов в этой группе в нормативном поле реализованы как минимум два элемента системы мер поддержки креативных индустрий.

Группа С — регионы, в которых показатели развития креативных индустрий имеют значительный потенциал роста, но сейчас находятся на невысоком уровне. За редким исключением в регионах этой группы система мер поддержки креативного предпринимательства находится в стадии формирования.

Во всех из рассмотренных креативных индустрий, являвшихся объектами исследования, лидерами группы А стали Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Свердловская область занимают лидирующие позиции в развитии IT, архитектуры, дизайна, фотоиндустрии, событийной и рекламной индустрий.

Тюменская область и Краснодарский край вошли в топ-5 по развитию гастрономии; Воронежская область и Краснодарский край – по развитию геймдизайна и компьютерной графики; Новосибирская область, Краснодарский край, республики Татарстан и Башкортостан — индустрии анимации и кино, также Краснодарский край и Татарстан входят в пятёрку лидеров по развитию индустрии медиа и издательского дела. Челябинская область, Крым и Татарстан — в развитии индустрии народных промыслов и ремесел; Свердловская область и республика Татарстан — телевидения и радио, а также театра и исполнительского искусства.

Ивановская и Новосибирская области вошли в пятёрку лидеров Группы А по развитию индустрии моды, Ярославская область и республика Татарстан — музеев и галерей, Архангельская область, Краснодарский край и республика Саха — музыкальной индустрии.

В регионах-лидерах сосредоточено 44,3% организаций, реализующих специализированную деятельность в области дизайна, 76,3% компаний, реализующих деятельность в области архитектуры и до 69,8% числа организаций, занимающихся производством предметов народных художественных промыслов и ремёсел.

Распределение компаний различных креативных индустрий по регионам неравномерно. Например, геймдизайн, — одна из индустрий с ярко выраженной географической концентрацией — судя по статистике, в ряде регионов данная индустрия практически не представлена. А в 35 регионах России не регистрировались коммерческие художественные галереи и организации розничной торговли произведениями искусства в коммерческих художественных галереях.

Результаты исследования подтвердили неравномерность развития креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, а также прямое влияние системных усилий региональных администраций на уровень развития креативных индустрий. Также важными факторами развития креативных индустрий в регионах являются профильное образование, туризм и ряд других сопутствующих отраслей и сфер деятельности, кроме того, существует связь между инфраструктурой на региональном уровне и результатами развития самих креативных индустрий. 

С полным текстом исследования можно ознакомиться по ссылке.

Другие материалы: 

Исследования ИРКИ НИУ ВШЭ и ВНИЦ R&C: Рейтинг креативного потенциала регионов.

 

Читайте также

Научно-практическая конференция «Стратегическое развитие креативных индустрий»

25 марта 2025 года состоялась третья ежегодная научно-практическая конференция Института развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. В ней приняли участие представители органов власти, министерств и ведомств, бизнеса, образовательных учреждений, проектных и исследовательских организаций. 

Дайджест Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Creative.HSE Digest

Новый выпуск дайджеста Института развития креативных индустрий Creative.HSE Digest посвящён вопросам креативного образования. 

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить