Научно-практическая конференция «Стратегическое развитие креативных индустрий»

Научно-практическая конференция  «Стратегическое развитие креативных индустрий»

25 марта 2025 года состоялась третья ежегодная научно-практическая конференция Института развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ «Стратегическое развитие креативных индустрий». В ней приняли участие представители органов власти, федеральных и региональных министерств и ведомств, бизнеса, образовательных учреждений, проектных и исследовательских организаций. 

Работа была построена в инновационном формате: эксперты, представители региональных администраций, образовательных учреждений и бизнес-сообщества в рамках параллельных стратегических сессий обсудили важнейшие вопросы по трём направления развития креативных индустрий, а затем на пленарном заседании представили структурированные результаты дискуссии.

Партнёрами конференции выступили Федерация креативных индустрий и Союз креативных кластеров.  

Открыла работу конференции заместитель декана факультета креативных индустрий, директор Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Татьяна Ривчун:

«Сегодня мы собрали самых ярких представителей сообщества креативных индустрий, представителей федеральных и местных органов власти, образовательных учреждений, культурных институций и, кончено, частный сектор. Мы проведем дискуссии по трём направлениям, обсудим региональное развитие креативного сектора, инструменты, инфраструктуру, развитие креативных кластеров и пространств и, конечно, подготовку кадров. Мы находимся на площадке НИУ ВШЭ, ВУЗа, который занимается подготовкой кадров по всем направлениям. По итогу нашей конференции мы составим единый пул всех предложений и направим документ в Министерство экономического развития. Это очень важно, ведь сейчас идет активная разработка Стратегии развития креативной экономики до 2030 года».


О важности креативных индустрий для обеспечения технологического лидерства - приоритетного направления развития России, комплексном подходе в развитии креативного сектора и дальнейшем совершенствовании федерального законодательства при участии экспертного сообщества говорил Денис Кравченко, заместитель председателя комитета по экономическому развитию Государственной Думы РФ, инициатор разработки Федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации»:

«Вы все знаете, что в прошлом году был принят закон о развитии креативных и творческих индустрий. Хочу большую благодарность выразить сообществу Вышки, которое выступило в роли жёстких экспертов и корректировало нас, законодателей, для нас это очень важно и ценно. Закон вступил в силу 5 февраля 2025 года, общественное обсуждение и межведомственное согласование продолжается. Сейчас идет активная работа над созданием подзаконных актов, их планируется восемь штук, в частности, проект постановления Правительства о порядке формирования и ведения единого реестра субъектов креативных индустрий. Сейчас также очень важно синхронизировать федеральное законодательство с региональным. Поэтому такие конференции чрезвычайно важны. С нетерпением ждем результатов сегодняшней дискуссии».

«Мы сейчас переживаем очень драматический момент, с одной стороны, поставлена задача развивать креативность. Поскольку доля вложенного творческого труда повсеместно растет, то предприимчивость и изобретательность выходят на передний план. Но, с другой стороны, не очень понятно, как это лучше сделать, ведь креативные индустрии - очень разные: есть музыканты, пиарщики, архитекторы и так далее. Минэкономразвития определило 16 направлений, 51 дисциплину. Поэтому нашу задачу мы видим, прежде всего,  в концентрации усилий по подготовке универсальных высокопрофессиональных кадров для всех направлений креативных индустрий.

Люди создали искусственный интеллект, а мы должны наоборот сделать из студента тот самый искусственный интеллект в самом лучшем смысле этого слова. Они должны быть применимы универсально в разных видах креативности с максимальной эффективностью», - отметил Андрей Быстрицкий, декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Креативные индустрии в регионах

Модератором стратегической сессии «Креативные индустрии в регионе: исследование, стратегические документы, приоритеты государственной политики, меры государственной поддержки. Адаптация лучших практик и технологий» выступила Татьяна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Проблематика сессии:  
За последние три года в России был накоплен интересный опыт реализации региональных инициатив и практик, которые могут значительно ускорить развитие креативной экономики в регионах. Однако на общероссийском уровне этот опыт пока не был достаточно изучен и отсутствуют специальные меры поддержки для небольших городов и сельских территорий. Важным вопросом, как с теоретической, так и с практической точек зрения, является выбор между специализацией и мультиотраслевым развитием креативных индустрий в регионе. Также необходимо определить оптимальные модели взаимодействия учреждений культуры и креативных индустрий. Кроме того, требует обсуждения механизм реализации мер правового регулирования, определённых в Федеральном законе «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».

Участникам было предложено обсудить следующие вопросы: 

1.    Как обеспечить обобщение, распространение и масштабирование опыта реализации региональных инициатив и практик в области поддержки креативных индустрий? Как сформировать информационное поле, в котором бы присутствовали все возможные формы поддержки креативных индустрий с комментариями экспертов (федеральные, региональные, муниципальные)? 
2.    Какие специальные меры поддержки нужны для небольших городов и сельских территорий? Как организовать взаимодействие и распределение зон ответственности между регионами и муниципалитетами в части развития креативных индустрий?
3.    Каковы наиболее адекватные критерии выбора регионами креативной специализации или мультиотраслевого развития? 
4.    Какие модели и формы взаимодействия учреждений культуры и креативных индустрий отвечают современным вызовам?
5.    Какие барьеры мешают развиваться отраслям креативных индустрий и какие механизмы способствуют снятию этих барьеров?
6.    Какие первоочередные меры поддержки экспорта в сфере креативных индустрий могли бы быть наиболее эффективны?

Цель сессии: выбрать наиболее эффективные кейсы по развитию креативных индустрий и предложить механизмы их широкого распространения.

Профессиональная матрица: создание системы знаний и творческих компетенций

Модератором стратегической сессия «Создание системы развития знаний и творческих компетенций» выступила Татьяна Ривчун, директор Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Проблематика сессии: 

С 2020 года в рамках государственной поддержки создаются региональные «Школы креативных индустрий» и колледжи креативных индустрий, многие высшие учебные заведения предлагают образовательные программы, связанные с креативными индустриями. Однако эти меры не объединены в единую систему и не существует дифференцированной по уровням образования матрицы (рамки) компетенций. Учебные программы не всегда связаны с потребностями рынка труда и будущими профессиями, а также отсутствует общий подход к образовательной деятельности креативных пространств.

Вопросы к обсуждению: 

1.    Как обеспечить дифференцированную по уровням образования матрицу компетенций? 
2.    Как обеспечить сквозные образовательные траектории в сфере креативных индустрий: школы креативных индустрий, колледжи креативных индустрий, высшие учебные заведения, дополнительное профессиональное образование? 
3.    Как стимулировать разработку профессиональных стандартов по всем профессиям в креативных индустриях?
4.    Как обеспечить взаимосвязь образовательных стандартов с профессиональными стандартами?
5.    Как согласовать учебные программы с потребностями рынка труда и будущими профессиями?
6.    Как сформировать общие требования к программам дополнительного профессионального образования, в том числе реализуемых в креативных кластерах и пространствах?
7.    Как обеспечить подготовку кадров для креативных индустрий в условиях, когда наметился тренд на сокращение бюджетных и платных мест в ВУЗах по гуманитарным направлениям, том числе в сфере креативных индустрий? 

Цель сессии: выработать единую политику в области подготовки кадров для креативных индустрий.

Креативные кластеры и развитие инфраструктуры

Стратегическую сессию «Креативные кластеры и пространства, развитие инфраструктуры креативных индустрий и ее влияние на креативную экономику страны» модерировал Илья Токарев, председатель Союза креативных кластеров, управляющий партнер Института развития городов «Полис».

Проблематика сессии: 

В связи с развитием креативных индустрий и вступлением в силу Федерального закона «О развитии креативных индустрий» всё больше региональных органов власти рассматривают в качестве одной из мер поддержки создание инфраструктуры для креативных индустрий, включая креативные кластеры. В то же время частные собственники креативных кластеров, многие годы осуществляющие размещение и развитие на местном уровне креативного предпринимательства, нуждаются в поддержке для возможности оказания более широкого спектра мер по развитию своих резидентов. Всё это актуализирует задачу разработки единой модели государственной поддержки владельцев и управляющих креативных кластеров и пространств, а также механизма реализации данной модели.

Вопросы к обсуждению: 

1.    Как стимулировать формирование государственной модели поддержки владельцев и управляющих креативных кластеров и пространств? Как обеспечить механизмы реализации модели в рамках государственно-частного партнерства?
2.    Какие критерии следует использовать для признания территории креативным кластером? 
3.    Как обеспечить обобщение, распространение и масштабирование регионального опыта создания и реализации креативных кластеров и пространств?
4.    Какие критерии необходимы для выбора регионами организационной формы креативных кластеров и пространств? 
5.    Как стимулировать эффективные формы взаимодействия региональных/муниципальных органов управления и администрации креативных кластеров и пространств? 
6.    Как обеспечить обобщение, распространение и масштабирование опыта поддержки креативного предпринимательства, в том числе в рамках поддержки малых и средних предприятий? 
7.    Как обеспечить обобщение и распространение опыта креативных кластеров и пространств в области создания экосистемы поддержки и развития своих резидентов?

Цель сессии: выработать единую политику поддержки и развития креативных кластеров и пространств для креативных индустрий.

Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает Стратегию развития креативных индустрий. Итоговые предложения, сформулированные участниками в ходе работы на стратегических сессиях конференции, будут объединены и направлены в рамках ответа на запрос Министерства на предоставление экспертного мнения по ряду ключевых вопросов. 

Фотоотчёт конференции: https://disk.yandex.ru/d/yACgYJWM7Vu58Q

Читайте также

Креатив без границ: в Москве пройдут десятки мероприятий для представителей творческих профессий

До конца года в московском креативном пространстве «АКИ. лаб» пройдет более 50 мероприятий, ориентированных на представителей творческих профессий, сообщает Департамент культуры города Москвы. Дизайнеры, издатели, разработчики видеоигр и создатели киносмогут посетить лекции, мастер-классы, дискуссии и консультации с экспертами, где обсудят актуальные тенденции в своих индустриях, найдут новых партнеров и обменяются опытом.

НИУ ВШЭ представил результаты рейтингового исследования креативных индустрий в регионах России

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование, в рамках которого был составлен рейтинг развития креативных индустрий в регионах. В этом исследовании оценивалось как состояние креативных индустрий в регионе в целом, так и усилия местных властей по развитию потенциала территорий.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить