Подготовка кадров для креативных индустрий (школа-СПО-ВУЗ)

Подготовка кадров для креативных индустрий (школа-СПО-ВУЗ)

25 ноября 2025 года в рамках дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ «Связь поколений» прошёл круглый стол Института развития креативных индустрий ФКИ НИУ ВШЭ «Подготовка кадров для креативных индустрий (школа-СПО-ВУЗ)».

Татьяна Евгеньевна Ривчун, д.э.н.,  зам. декана Факультета креативных индустрий, директор Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, отметила, что в связи со сложившейся многоуровневой системе подготовки кадров для креативных индустрий (школы креативных индустрий, колледжи креативных индустрий, высшие учебные заведения, дополнительное профессиональное образование) необходимо разработать:

-  дифференцированную по уровням образования матрицу  компетенций;
-  сквозные образовательные траектории в сфере креативных индустрий;
- полный комплект профессиональных и образовательных стандартов по всем профессиям в креативных индустриях;
- практико-ориентированные образовательные программы в соответствии с потребностями рынка труда и будущими профессиями.

Игорь Михайлович Намаконов, продюсер, писатель, тренер, креативный дипломат, Генеральный директор Федерации креативных индустрий, рассказал:
«Каждый год по нашим расчетам для достижения стратегических целей в 6% ВВП от креативных индустрий необходимо готовить 75 тысяч новых кадров. Сейчас работает 113 школ креативных индустрий, обучается 15 тысяч учащихся. Но не все остаются в этой сфере, нужна популяризация профессий и выполненных учащимися проектов. Это требует особой миссии преподавательского состава школ креативных индустрий, а также ценностно-ориентированные проекты с использованием локальных культурных кодов». 

Марина Александровна Мотовилова, к.э.н.,  соруководитель магистерской программы «Управление в креативных индустриях» ИРКИ ФКИ НИУ ВШЭ, рассказала об итогах исследования состояния системы образования в свете выполнения стратегических задач развития креативных индустрий, проведённого Институтом развития креативных индустрий ФКИ НИУ ВШЭ. Анализ проводился по уровням СПО и частично высшего образования, были проанализированы профессии и специальности, образовательные и профессиональные стандарты, направления подготовки, количество учебных заведений в целом и по регионам.  

Иоанн Викторович Клиндухов, проректор ФГБОУ ДПО ИРПО, отметил, что сейчас в специализированных колледжах креативных индустрий в 19 субъектах РФ обучается 8 тысяч студентов. Кроме того, существует система медиацентров, кванториумов. Этим профессиям обучают и в других колледжах, в колледжах при вузах, в школах креативных индустрий и креативных классах (опыт Москвы). «Школы креативных индустрий и колледжи креативных индустрий должны стать центрами компетенций в своих регионах», - добавил он.

Анна Владимировна Василенко, руководитель по развитию, директор департамента GR ООО «Академия Артмастерс»:
«В рамках подготовки Стратегии образования до 2030 года необходимо предусмотреть ряд мер по включению креативных индустрий в число приоритетов в сфере образования, а также решение проблем трудоустройства молодых профессионалов. Важную роль в этой работе должны сыграть Экспертный совет по развитию креативной экономики при Комитете Государственной Думы РФ по экономической политике и Федеральный научно-методический совет при Минкультуры по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия».

Ульяна Викторовна Аристова, д.п.н., профессор, заместитель руководителя Школы дизайна ФКИ НИУ ВШЭ, подчеркнула, что важную роль в подготовке кадров для креативных индустрий играет междисциплинарность, гибкость и адаптированность к местным условиям, что на данный момент практически не предусмотрено образовательными программами СПО и ВО. Она также отметила, что олимпиадное движение - один из механизмов отбора лучших абитуриентов.

Татьяна Евгеньевна Храпко, директор АНО «Международный Центр развития креативных индустрий «КРЕАДЭВ», основатель 1-го в России молодежного Чемпионата по созданию креативных фиджитал-продуктов: «Все большую актуальность приобретает повышение квалификации преподавателей школ креативных индустрий и колледжей креативных индустрий в разных формах, в том числе в виде  практических тренингов, в частности в области продюсирования проектов и предпринимательского мышления для творческих специальностей. Выстраивается параллель: преподаватель – наставник – продюсер».

Лиана Мурмановна Табатадзе, директор ГБПОУ города Москвы «Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина»: «СПО – самодостаточный уровень образования, описания вакансий совпадают с профессиональным стандартом и образовательным стандартом. Система СПО активно развивается, в частности, семь инновационных колледжей будут простроены в Москве в ближайшие годы. Фактор искусственного интеллекта существенно изменяет содержание профессии. ИИ автоматизирует «костяк» работы, обеспечивает скорость и технику. Работа специалиста смещается в сторону работы со смыслами, генерация идей, подбор референсов, адаптация под форматы. Для этого необходима насмотренность, критическое и креативное мышление, аналитика, коммуникации, этика и право. Необходимо понять роли СПО и ВО в современном образовании. СПО предполагает получение мастерства, операционный уровень, смежные специализации, инструменты, включая ГИИ. В ВУЗе учат разработке стратегий, необходимы исследовательские модули, фокус не на углублении техники, а на развитии мышления, управлении командами и процессами».

Татьяна Всеволодовна Абанкина, к.э.н. научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ:
«Разделение функций по уровням образования предполагает следующую схему: школы креативных индустрий развивают способности и осуществляют профориентацию, СПО дает профессиональные компетенции, ВПО развивает специалистов способных проектировать будущее. Олимпиадное движение необходимо развивать и придавать ему больший вес, давая специальные квоты для поступления в СПО И ВУЗы. Вызывает опасение политика на сокращение набора на специальности в сфере креативных индустрий.  Невозможно  обеспечить подготовку кадров для креативных индустрий в условиях, когда наметился тренд на сокращение бюджетных и платных мест в вузах по гуманитарным направлениям, том числе в сфере креативных индустрий. Необходимо разработать и внедрить специальную программу в высшем образовании для закончивших СПО (2-3 года). Необходимо находить механизмы системной связи с работодателями через платформенные решения, стажировки, центры карьеры и другое». 

Запись трансляции круглого стола

Читайте также

Telling Stories Fest 2025: как прошел главный фестиваль факультета

В Цифровом деловом пространстве (ЦДП) 24 мая состоялся фестиваль Telling Stories, организованный Факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Это мероприятие, которое проводится с 2018 года, ежегодно привлекает внимание и становится значимым событием в культурной жизни города. В этом году Telling Stories Fest собрал около 4000 гостей!

«Развитие креативных индустрий стало приоритетом, как для России, так и для Республики Узбекистан»

Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму Республики Узбекистан и НИУ ВШЭ подписали соглашение о сотрудничестве с целью установления и развития академического, культурного и других видов взаимоотношений в области образования и туризма. Инициатором подписания соглашения выступил Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить