«Тишина вместо траффика, смыслы вместо контента» — итоги года для креативной индустрии России

«Тишина вместо траффика, смыслы вместо контента», — итоги года для креативной индустрии России

15 декабря 2025 года в пространстве Creative Hub Высшей школы экономики прошла дискуссия из цикла «Перезагрузка бизнеса — 2026» с обсуждением итогов и ожиданий от грядущего года. Представители креативных индустрий, в том числе эксперты в области интерьерного дизайна, парков развлечений и организации корпоративных мероприятий, поделились своими отраслевыми достижениями и результатами, а также рассказали, каким видят развитие бизнеса в 2026 году. 

В качестве экспертов на мероприятии выступили Сергей Брюханов, арт-директор архитектурного бюро SIO; Лилия Дасаева, креативный продюсер и автор иммерсивных проектов; Андрей Кунов, член совета директоров парка «Сказка», президент международного конгресса производителей аттракционов, член подкомитета ТПП по паркам; Наталья Антонова, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук. Провёл встречу Андрей Мамонтов, академический руководитель программы «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца», автор деловых книг. 

Ключевые откровения 2025 года для представителей креативных индустрий

Ими стали рост качества креативного продукта, создаваемого искусственным интеллектом (ИИ), отсутствие доминирующих трендов, многослойность проектов и удлинение бизнес-моделей.

Сергей Брюханов, арт-директор архитектурного бюро SIO, отметил, что нейросети перестали быть угрозой и стали нормой, меняющей ландшафт решений. «Качество продуктов, создаваемых с использованием ИИ, значительно возросло, что влияет на требования клиентов в креативной сфере. Они больше не принимают качественное, но обычное, они ожидают уникальных и выдающихся решений», — подчеркнул он. Брюханов добавил, что традиционных трендов в интерьерном дизайне больше нет: «Ранее существовали четкие лидеры и направления, формировавшие стиль и вкус аудитории. Сегодня наблюдается запрос на уникальность. Быть просто хорошим специалистом в креативной индустрии недостаточно. Важно быть Креатором с большой буквы», — заключил он.

Андрей Кунов, член совета директоров парка развлечений «Сказка», также отметил изменения в бизнес-моделях: «Сегодня быстрые гипотезы не работают; необходимы глубокие, многослойные проекты. Важно тематизировать, добавлять смысл, создавать шоу и выстраивать маршрут клиента», — сказал он.

Тренды 2026 года для креативных индустрий

Участники дискуссии отметили, что следующий год станет поиском глубины в мире поверхностного, временем замедления, смысла и междисциплинарности. 

Лилия Дасаева, креативный продюсер и автор иммерсивных проектов, отметила: «Мы переходим от визуальных образов к звуку и тишине. Люди устали от ярких экранов, они ищут спокойствие, вдохновение и тишину в консерваториях, библиотеках и медитациях. Запрос на медленное восприятие растет. Модель поведения — увидел, сфотографировал, выложил, забыл — уходит на второй план. Прорывные идеи рождаются на стыке науки, искусства, технологий и различных культур», — отметила она.

«Вшитый цензор является врагом креативного бизнеса. Новый рецепт успеха заключается в углубленном личном профессиональном росте, переработке гигантского объема информации и отсутствии страха», — резюмировал Сергей Брюханов.

Выступление Натальи Антоновой, профессора департамента психологии НИУ ВШЭ и коуч-консультанта лидеров бизнеса и госкорпораций, было посвящено развитию личностного потенциала владельца бизнеса и психологическим аспектам поддержки развития компании в креативной индустрии. Спикер подчеркнула, что осознание собственных ограничивающих установок и готовность к изменению становится отправной точкой для перезагрузки и изменения траектории как  организации, так личного развития собственника.

«В отличие от традиционных отраслей, в креативной сфере ключевой ресурс —аутентичность. А она возможна только тогда, когда владелец пребывает в состоянии внутренней целостности. Когда он теряет связь с собой, в его работе исчезает искра. Замечать, когда тревога вытесняет вдохновение, а страх — смелость, является навыком владельца сохранять бизнес живым», — подытожил Андрей Мамонтов, академический руководитель программы «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца».

Дискуссия стала отправной точкой для запуска новой программы повышения квалификации НИУ ВШЭ «Перезагрузка бизнеса в креативной индустрии: раскрытие потенциала владельца» , где предприниматели учатся распознавать внутренние барьеры и превращать их в ресурс для роста компаний. В настоящий момент идёт набор. Обучение будет проходить в Институте развития креативных индустрий НИУ ВШЭ и начнётся 17 апреля 2026 года

Запись онлайн-трансляции дискуссии из цикла «Перезагрузка бизнеса — 2026»:  https://vkvideo.ru/video-215704772_456239126?t=1h44m16s
 

Читайте также

Заседание подкомиссии «По ценностно-ориентированным креативным индустриям»

9 июля 2025 года в Государственном центральном театральном музее  имени А.А.Бахрушина прошло заседание подкомиссии «По  ценностно-ориентированным креативным индустриям» комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Культура и традиционные духовно-нравственные ценности».

Алиса Вокс: «Свой первый гонорар я получила в 7 лет»

Студенты профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях» допросили с пристрастием Алису Вокс, певицу, артистку и радиоведущую, успевшую поработать с группой «Ленинград», построить успешную сольную карьеру и ставшую «главным экспонатом» дневного шоу на «Нашем Радио».

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить