Первый год

Фундамент знаний, необходимых для работы в креативных индустриях, студенты получают во время первого года обучения.

Дисциплины общего цикла Вышки закладывают основные знания и навыки философии, права и психологии. Дисциплины по экономике, брендингу, анализу данных, праву, истории и теории культуры позволяют подойти подготовленными ко второму курсу, когда совместно с кураторами начинается работа над стартапами. Подробнее о курсах первого года читайте в этом разделе.

Визуальные коммуникации в креативных индустриях

Освоение основных знаний и навыков в области визуальных коммуникаций с учетом особенностей креативных индустрий.

В ходе обучения студенты создают графический образ, разрабатывают малый и большой фирменный стили, а также создают серию плакатов.

КУРАТОРЫ

Виктория Дальянова - куратор профилей бакалавриата «Медиа и дизайн» и «Управление в креативных индустриях», преподаватель направлений «Коммуникационный дизайн» и «Брендинг в индустрии моды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер.

Полина Соколова - преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ, ведущий дизайнер в ГК Самолет.

ПРОГРАММА КУРСА

I модуль

Малый фирменный стиль: 

  • изучение работы с программами Adobe Illustrator (Inkscape (Mac Windows Linux)), Adobe Photoshop (Gimpshop (Mac Windows Linux), Krita, Pinta) и Adobe InDesign (Scribus (Mac Windows Linux));
  • основы и приницпы визуальных коммуникаций;
  • обучение созданию понятных, удобных и современных презентаций;
  • разработка графического образа для основы работы над малым фирменным стилем;
  • сбор референсов, мудборд и флаги;
  • изучение основ проектирования фирменного стиля компании или бренда. 

II модуль

Основы визуальной коммуникации. Плакат:

  • разработка двух и более серий плакатов (шрифтовых и графических), как части рекламной кампании и визуальной коммуникации бренда; 
  • выбор способов коммуникации для определенного вида мероприятий, развитие фирменного стиля в рамках создания плакатов; 
  • создание анимированного плаката.

III модуль

Основы проектирования пространства и многостраничного издания: создание абстрактного пространства, включая планы и экстерьер;

  • разработка навигации в стиле бренд;
  • многостраничное издание (книга, брошюра, журнал и т.д.), экспонирующее пространство; анимированная обложка. 

IV модуль

Основы создания большого фирменного стиля: 

  • навыки создания большого фирменного стиля;
  • исследование целевой аудитории, конкурентной среды, проработка миссии, концепции и позиционирования нового бренда;
  • особенности проекта и айдентики. 

Введение в креативные индустрии

Задача курса - знакомство с креативными индустриями, инфраструктурой рынков креативных индустрий и основами государственного регулирования.

В процессе обучения студенты получают специализированные знания для дальнейшей успешной реализации в выбранной профессии: 

  • состав рынков креативных индустрий;
  • особенности креативного предпринимательства;
  • методы креативного и дизайн-мышления;
  • использование различных информационных источников для сбора вторичной информации о рынках креативных индустрий;
  • меры и способы поддержки креативных индустрий;
  • альтернативные источники ресурсного обеспечения креативных проектов.

КУРАТОР

Татьяна Храпко
Татьяна Храпко

Руководитель консалтингового агентства HelpSMB, создатель «Межрегионального Центра развития креативных индустрий»

ПРОГРАММА КУРСА

I модуль

Креативность и креативное мышление:

  • история вопроса, экономические и технологические вызовы в развитии креативных индустрий; 
  • основные экономические концепции; 
  • понятие креативной экономики; 
  • креативный труд, креативный класс; 
  • креативность; креативное мышление; 
  • дизайн-мышление; 
  • характеристики и состав креативных индустрий.

II модуль

Состав креативных индустрий:

  • индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия; 
  • история конвенциональных арт-институций: от середины XIX века до сегодняшнего дня;
  • индустрии, основанные на историко-культурном наследии: музеи, галереи, народно-художественные промыслы и ремесла; 
  • индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия; 
  • индустрии, основанные на литературе и искусстве; 
  • расширение сферы влияния искусства с середины XX века;
  • индустрии, основанные на искусстве: театр, кино, анимация, изобразительное искусство, музыка и др.; 
  • индустрии, основанные на использовании информационно-телекоммуникационных технологий; 
  • прикладные креативные индустрии.

III модуль

Экосистема креативных индустрий:

  • вклад креативных индустрий в мировую экономику и в экономику РФ;
  • мировые подходы к государственному регулированию креативных индустрий;
  • мультипликативный эффект от развития креативных индустрий; государственная политика в сфере креативных индустрий (законодательные аспекты);
  • механизмы поддержки креативных индустрий в РФ на федеральном уровне;
  • механизмы поддержки креативных индустрий в РФ на региональном уровне: лучшие кейсы; 
  • экосистема креативных индустрий.

IV модуль

Поддержка креативного предпринимательства:

  • развитие системы знаний;
  • создание территориальной инфраструктуры;
  • цифровая трансформация креативных индустрий;
  • защита прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • формирование финансовой инфраструктуры;
  • креативное предпринимательство, креативные стартапы;
  • цикл креативной разработки: от погружения в опыт пользователей до продукта;
  • инвестирование бизнеса;
  • бизнес-инкубаторы и акселераторы;
  • гранты и субсидии; 
  • современные крауд –технологии: краудлендинг, краудсорсинг, краудфандинг;
  • масштабирование креативного предпринимательства; 
  • развитие экспортной инфраструктуры.

История и теория культуры и коммуникаций

Анна Маквей — специалист по медиа-коммуникациям и PR, заместитель директора Института развития креативных индустрий Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Обладает многолетним опытом работы в PR и стратегических коммуникациях в различных сферах: СМИ, финансовых и инфраструктурных организациях, государственном секторе, сфере культуры и искусства.

Александра Першеева —кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, специалист по истории и теории экранных искусств. Автор массовых научно-популярных онлайн-курсов, а также научных и научно-популярных статей. В течение семи лет подряд получала звание «Лучший преподаватель» по итогам голосования студентов

Курс посвящен изучению культуры как коммуникационной системы и анализу места человека в системе культуры. Курс состоит из двух частей, равномерно распределенных по годам обучения: исторической и теоретической части.

Первый год обучения предполагает подробное знакомство с ключевыми вехами в истории мировой культуры и коммуникаций, а также с основными закономерностями в их развитии. Для понимания взаимосвязи всех процессов человеческой деятельности история искусства изучается в едином комплексе с социальными и историческими феноменами материальной культуры: уровнем развития коммуникаций, производства, науки, достижениями научно-технического прогресса и пр.

В рамках курса запланирован максимально широкий географический охват. Программа предусматривает не только знакомство с культурой Европы, но и изучение культурных особенностей Азии, Африки, Арабского региона, Северной и Южной Америки.

ПРОГРАММА КУРСА

I модуль

Основные темы 1 модуля:

1. Введение. О культуре.
2. Культура Древнего Египта
3. Культура Древней Греции
4. Культура Древнего Рима
5. Культура Византии

Подробнее

II модуль

Основные темы 2 модуля:

1. Культура Средневековья
2. Культура эпохи Возрождения
3. Культура Нового времени (XVII-XVIII в.)

Подробнее

III модуль

Основные темы 3 модуля:

1. Культура Азии
2. Культура Северной и Южной Америки
3. Культура Африки

Подробнее

IV модуль

Основные темы 4 модуля:

1. Культура XIX века
2. Культура ХХ века

Подробнее

Другие курсы первого года

Экономика

Макро и микроэкономика для ведения бизнеса

Дисциплина состоит из 2 частей: Микроэкономика, Макроэкономика. Полученные знания по дисциплине «Экономическая теория» используются далее при изучении дисциплин «Маркетинг», «Предпринимательство», «Финансовый и управленческий учет», «Финансовый менеджмент», «Управление процессами», «Управление проектами», а также в проектной практике, в рамках которой разрабатываются стартапы по специализациям.

Практическая подготовка. Основы брендинга

Графические инструменты создания бренда

Курс «Практическая подготовка. Основы брендинга» предназначен для освоения графических инструментов, необходимых для разработки брендов, создания визуальной части маркетинговых коммуникаций, подготовки презентационных материалов. Выполняя задания, слушатели знакомятся с интерфейсом и функционалом основных прикладных программ. Слушатели получат навыки работы с эскизами, композициями, коллажами и видеороликами; научатся работать с изображением, шрифтом, цветом и фактурами. Опыт применения изучаемых техник будет отрабатываться при подготовке проектов по дисциплине «Брендинг», а также понадобится при выполнении профильных проектов и стартапов второго, третьего и четвертого курса.

Теория вероятностей и математическая статистика

Управленческие решения на основе данных

Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин (базовая часть), обеспечивающих подготовку бакалавров. Изучение курса «Математика» не требует предварительных знаний, выходящих за рамки программы общеобразовательной средней школы. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Теория вероятностей и математическая статистика»; «Принятие управленческих решений», дисциплин модуля Data Culture.

Целями освоения дисциплины «Математика» являются:

  • формирование у студентов высокой математической культуры;
  • овладение основными знаниями в области алгебры и математического анализа, необходимыми в практической деятельности;
  • развитие логического мышления и умения оперировать абстрактными объектами, привитие навыков корректного употребления математических понятий и символов для выражения различных количественных и качественных отношений;
  • ясное понимание математической составляющей в общей подготовке специалиста в области менеджмента.

В результате изучения дисциплины «Математика» студенты должны:

  1. знать и уметь использовать математический аппарат для решения прикладных задач в области менеджмента;
  2. владеть навыками математической формализации задач, формирования необходимых статистических данных, уметь применять необходимый математический инструментарий при выборе и обосновании решений, анализе их эффективности, а также возможных последствий принимаемых решений;
  3. иметь представление о математическом моделировании экономических и управленческих проблем и содержательно интерпретировать получаемые количественные результаты их решений;
  4. владеть навыками самостоятельной работы и постоянно пополнять свой уровень знаний в свете современных тенденций развития математического инструментария для решения экономических и управленческих задач.
Русский язык

Коммуникации, риторика и основы копирайтинга

Курс «Русский язык» предполагает изучение речевой коммуникации на русском языке в профессиональной сфере, а также риторики и основ копирайтинга. Изучение риторики позволит студентам овладеть навыками публичной устной речи, которые пригодятся в ситуациях презентации идеи / продукта, формального и неформального корпоративного общения, выступления в рамках конференций, фестивалей, выставок и других бизнес-мероприятий. Изучение основ копирайтинга позволит студентам овладеть навыками написания текстов, направленных на продвижение идей, товаров или услуг в сфере рекламы, PR и других маркетинговых коммуникаций.

  1. Язык, общение и речевая коммуникация
    Язык. Национальный язык. Лексические средства языка: общелитературная, специальная, нелитературная лексика.
    Общение и речевая коммуникация. Коммуникативная ситуация. Говорящий и слушающий, их функции в коммуникации. Письменная речь. Ее особенности. Устная речь. Ее особенности.
  2. Коммуникативный кодекс. Коммуникативный и этический компоненты речевого общения
    Коммуникативный кодекс. Принцип кооперации. Принцип вежливости. Этический компонент речевого общения.
    Коммуникативные качества речи: точность речи, понятность речи, чистота речи, богатство и разнообразие речи.
  3. Риторика как наука и практическая деятельность
    Определение риторики. Риторика как наука. Причины ее возникновения. Риторика как практическая деятельность. Причины ее возникновения. Риторический канон. Виды устной публичной речи: убеждающая речь, эпидейктическая речь, информирующая речь
    Убеждающая речь: определение и основные характеристики. Виды убеждающей речи.
    Эпидейктическая речь: определение и основные характеристики. Правила похвалы.
    Информирующая речь: определение и основные характеристики.
  4. Риторический канон. Этап инвенция (изобретение содержания
    Изобретение содержания для текста и его фазы: ориентация, выбор, погружение. Топика и таксономия. Топосы (смысловые модели): «род и вид», «определение», «целое — части», «свойства» («признаки», «качества», «функции»), «сопоставление» («сопоставление», «противопоставление»), «причина и следствие», «обстоятельства» («как?», «где?», «когда?»), «пример», «свидетельство», «имя». Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.
  5. Аргументация в речевой коммуникации
    Определение понятия «аргументация» в широком и узком смыслах. Ситуация аргументирования. Виды аргументов: логические и психологические; виды аргументов в сточки зрения силы. Стратегия и тактика аргументации в риторике.
  6. Риторический канон. Этап диспозиция (расположение содержания)
    Расположение содержания в речи. Вступление. Виды вступлений. Функции вступлений. Основная часть и ее функции. Модели изложения: естественная (хронологическая) и искусственная: методы изложения: дедуктивный, индуктивный, аналогический, стадиальный и концентрический. Заключение и его функции.
Право в медиакоммуникациях

Базовый набор юридических знаний для менеджеров

Дисциплина «Право в медиакоммуникациях» направлена на формирование конкретных практических навыков у студентов: выбор оптимальной организационно-правовой формы и налогового режима для медиастартапа; выработку стратегии защиты авторского контента, бренда, имени и домена; отработки механизма «очистки прав»; аудит юридической документации и внесение правок в типичные для медиаиндустрии договоры на базовом уровне. Дисциплина поможет приобрести конкретные менеджерские навыки для организации работы с контентом и минимизации сопутствующих рисков правового характера. Среди ключевых — риски блокировок и удаления контента в соответствии с законодательством РФ и правилами медиаплатформ, незаконное использование чужого контента в рамках собственных медиастартапов, недобросовестные договорные практики. Преимуществом дисциплины является ее системность и доступность для студентов, не имеющих специальной юридической базы.
Студенты узнают о «зонах риска», связанных с распространением цифрового контента в Интернете: антиэкстремистское законодательство; защита чести, достоинства и деловой репутации, частной жизни, персональных данных, права на изображение; регулирование рекламы; антипиратское законодательство и др. Студенты также познакомятся с основными проблемами и тенденциями медиаэтики в России и в мире. Студенты научатся самостоятельно, без привлечения юристов принимать правовые решения на базовом уровне при управлении и сопровождении креативных стартапов или стартаппроектов.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Если у вас остались вопросы, приходите на дни открытых дверей и консультации.