Вызовы и тенденции медиаиндустрии

Новым куратором профиля «Запуск и управление медиастартапом» бакалаврской программы «Управление в креативных индустриях» НИУ ВШЭ стал директор по цифровым продуктам медиагруппы «Россия Сегодня» Алексей Филипповский.

Мы поговорили с Алексеем о том, каким 2022 год стал для индустрии медиа, с какими вызовами пришлось столкнуться компаниям, а также обсудили тенденции 2023 года:

"Главным событием этого года стал уход и различные ограничения зарубежных сервисов. Это отразилось как на доходах медиа, так и на конкурентной среде в стране. Ограничения монетизации YouTube и последующие блокировки части русскоязычных каналов, блокировка РКН продуктов компании Meta* — привели к перераспределению аудитории в социальных сетях, мессенджерах и сервисах. Те медиа, что делали ставку в дистрибуции, прежде всего, на зарубежные сервисы, были вынуждены перестраиваться на ходу. Амбициозные планы российских сервисов, их успехи и неудачи будут оказывать значительное влияние на стратегии дистрибуции медиа и в следующем году.

Существенный ущерб нанесен был рекламному рынку. Уход части зарубежных рекламодателей стал болезненным для большинства медиа, использующих рекламную модель монетизации. И хотя по итогам года ситуация оказалась не столь катастрофичной, очевидно, что рекламный рынок еще не стабилизировался до конца, что принесет новые вызовы в 2023-м.

В начале марта медиакомпании столкнулись с беспрецедентными по силе и интенсивности киберугрозами — ddos-атаками, попытками взлома и другими угрозами. Это стало серьезной проверкой для существующих систем защиты и потребовало больших усилий специалистов для противодействия. И несмотря на то, что интенсивность атак к концу года заметно низилась, информационная безопасность безусловно станет одним из трендов и в следующем году.

Существенный удар по конкурентной среде нанесли блокировки крупнейших медиа в сервисе Google Discover, который последние несколько лет играл значительную роль. Возникшие перекосы открыли потенциал для новых игроков на рынке, при этом ужесточив конкуренцию среди лидеров.

Трясло и отечественный рынок дистрибуции. Быстрая сделка по продаже сервисов Новости и Дзен компанией Яндекс ВК — привело к дополнительной неуверенности на рынке. Дзен — постепенно пересматривающий свои отношения с медиа, оказал существенное влияние на рынок, отказавшись от прямой трафикогенерации в сторону медиа. Переезд сервиса Новости прошел относительно гладко — но оставил нерешенным вопрос дальнейшего взаимодействия медиа и крупнейшего в стране поискового сервиса Яндекс.

Отдельным вызовом для медиа на несколько следующих лет станет поиски альтернатив зарубежному программному обеспечению. Большая часть современного медиа производства построена на сервисах, пока не имеющих отечественных аналогов. Это и угроза и большой потенциал для медиакомпаний с точки зрения диверсификации бизнеса — спрос на такое ПО будет только расти.

Изменения в российском медиарынке очевидно продолжатся и в следующем году — ситуация еще далека от стабильности. Медиа придется отказаться от долгосрочных стратегий в пользу гибкости и адаптивности. Впрочем, это всегда было и остается одним из успешных навыков российских СМИ".

Читайте также

Стратегия развития игровой индустрии

Ассоциация профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ) представила стратегию развития игровой индустрии до 2030 года.

Российская креативная неделя

В среду, 3 июля, в Москве стартовал фестиваль-форум «Российская креативная неделя». Крупнейшее федеральное событие в сфере креативных индустрий продлится до 7 июля. В деловой программе форума приняли участие представители Института развития креативных индустрий и Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить