Тренды креативных индустрий

Фото: Andrew Ridley, Unsplash
Фото: Andrew Ridley, Unsplash

Фонд «Креативные практики» совместно с программой «Родные города» опубликовал результаты исследования трендов креативных индустрий. 

Экспертными партнёрами проекта выступили платформа «Мастера» и Федерация креативных индустрий. Исследование проводилось с июня по октябрь 2023 года. За 5 месяцев были проведено 40 экспертных интервью и опрошено более 300 представителей креативной экономики для выявления трендов и мегатрендов в креативных индустриях России и мире.

Мегатренды

При помощи кластерного анализа на количественном этапе исследования было выделено 6 крупных группировок трендов — так называемых мегатрендов. Эти тренды респонденты чаще других указывали вместе, либо объединяли их как связанные.


1. Глобальная турбулентность
Геополитическая ситуация оказывает влияние на все сферы жизни и экономической деятельности, и креативные индустрии — не исключение. Санкции увеличивают транзакционные издержки и репутационные риски, усложняется взаимодействие, усложняется импорт необходимого сырья, доступ к технологиям и капиталу. Геополитические события меняют бизнес-модели, предпочтения аудитории, каналы продвижения. Шок, барьеры и необходимость трансформации часто могут стать непреодолимым препятствием для одних проектов, а для других — драйвером развития.


2. Цифровой переход
Развитие информационно-коммуникационных технологий изменяет традиционные рынки и бизнес-модели. Внедрение новых технологических решений сокращает издержки, улчшает пользовательский опыт и позволяет создавать новые продукты, одновременно с этим поднимает новые проблемы, связанные с их использованием, и порождает новые запросы аудитории к формату и качеству продукта или услуги. Бизнес получает в свой арсенал разнообразные инструменты: от искусственного интеллекта и чат-ботов до различных платформ и аутсорс-сервисов, которые могут стать и отдельным бизнес-юнитом, и просто конкурентным преимуществом, которое открывает доступ к новым рынкам и аудитории.

3. Переоценка ценностей
Социолог Рональд Инглхарт показал, что ценности людей не являются неизменными и трансформируются под воздействием различных обстоятельств и времени. Различные потрясения последних лет не могли не оказать влияние на ценности как бизнес-сообщества, так и потребителей. В условиях нестабильности всё больше людей уделяет внимание экологическим аспектам, стремится к рациональному распределению ресурсов, выбирает более благоприятные для себя условия труда и жизни, фокусируясь на новых переосмысленных ценностях, поиске устойчивых экзистенциальных моделей.

4. Новая локальность
Локальность и камерность в противовес глобализации и масштабности — тенденция, которая всё больше усиливается. В мире, переполненном информацией, локальные лидеры мнений становятся достоверными источниками и авторитетами; мероприятия для ограниченной аудитории кажутся более настоящими и ценными, небольшие сообщества имеют более тесные и продуктивные связи, а технологические возможности позволяют кастомизировать продукты, создавая индивидуальный опыт для каждого потребителя.

5. Альтернативная реальность
Несмотря на стремительное (и долгожданное) возвращение в офлайн после пандемии, онлайн-реальность остается важной частью повседневности. Технологии позволяют интегрировать альтернативную реальность в настоящее бесшовно, практически незаметно. Так, офлайн-магазины заменяют маркетплейсы, появляются альтернативные виды белка, заменяющие животный протеин, а метаверс подчеркивает реальность, улучшая её по желанию пользователя.

6. Эффект сообщества
Креативные индустрии представляют собой большое сообщество как создателей, так и потребителей — грань между этими категориями постепенно стирается. Потребители становятся всё более компетентными, влияя на конечный продукт. Конкуренты в бизнесе находят способы сотрудничества и кооперации, повышая конечную ценность. И бизнес, и его аудитория, в свою очередь, становятся агентами изменений городской среды, делая её более пригодной для жизни и коммерческой деятельности.

Глобальные тренды

В качестве топ-10 глобальных трендов эксперты выделили следущие:

  • забота о себе: трансформируется забота аудитории о себе в целом. Прежний подход с акцентом только на физическое здоровье (ЗОЖ) становится элементом в широком спектре инструментов заботы, среди которых mindfulness и ментальные практики, комфортный ЗОЖ, бережное отношение к себе, work-life blend, применение велнес-гаджетов и так далее.
  • трансмедийность контента: растет количество нишевых, локальных, импакт-медиа и производителей контента, работающих с ограниченной темой и аудиторией. Социальные сети, платформы, а также разнообразные сервисы для создания контента позволяют создавать востребованные продукты на узкоспециализированные темы и формировать лояльное сообщество. 
  • инклюзия и разнообразие: в создании продукта и маркетинге много внимания уделяется пользовательскому опыту, изучению ценностей, акценту на разнообразие. Продукты и сервисы создаются с учётом психологических, физиологических и возрастных особенностей аудитории.
  • гибридная занятость: сочетание удалённой работы и работы в офисе становится новой нормой. Многие сотрудники не готовы возвращаться в офис, а гибридный формат позволяет не только оставаться продуктивным и общаться с коллегами, но и периодически менять обстановку и экономить временные ресурсы.
  • маркетинг авторитетов: всё больше брендов выбирают коллаборации с инфлюэнсерами и лидерами мнений для продвижения своего продукта и работы с аудиторией. Лидеры мнений становятся не просто лицами рекламной кампании, но и партнёрами, участвуя в разработке продуктов, вкладывая свои ресурсы — как медийные, так и креативные, в результате обмениваясь аудиторией с брендом.
  • прикладной ИИ: искусственный интеллект всё больше используется для решения бизнес-задач, но пока ограниченного спектра и под контролем людей. Несмотря на предсказания того, что вскоре ИИ заменит многие специальности, нейросети не могут создавать контент самостоятельно, а результат требует проверки человеком.
  • аутентичность как товар: у аудитории есть запрос на натуральность, естественность, органичность, подлинность — в материалах, формах, идеях и контенте. В мире, где нейросети могут создать любой контент, а промышленное производство — сымитировать любой натуральный продукт, аутентичность предмета или смысла, результат живого человеческого труда приобретают особую ценность.
  • экологизация брендов: экоповестка и идея устойчивого развития значима для российских потребителей. Покупатели готовы голосовать рублем за экологичные бренды и активно вовлекаются в экологические инициативы и проекты. Бренды с удовольствием вовлекаются в эко-игру, зачастую не без выгоды для себя, интегрируя экотему в маркетинг и даже основной продукт.
  • гегемония маркетплейсов: маркетплейсы становятся для брендов ключевыми игроками рынка в области продвижения, дистрибуции и контакта с потребителями. Маркетплейс отныне не просто цифровая витрина товара или услуги, а главный опекун покупателя, цензор цен, регулятор рынка и источник основных инсайтов об аудитории.
  • кооперация и сотрудничество: кооперация, сотрудничество, коллаборации становятся всё более популярными среди брендов. Вместо интенсивной борьбы за аудиторию конкуренты начинают работать вместе — делить заказы, делать совместный мерч и создавать ассоциации.

Долгосрочные тренды

Среди долгосрочных трендов эксперты также выделили: 

Креативная урбанизация: креативный бизнес (в том числе креативные пространства) всё больше становится значимым драйвером развития городской среды, экономики, культуры, стимулирует улучшение качества жизни, a генерируемые им доходы начинают влиять на бюджеты отдельных городов.

Возвращение в офлайн: офлайн-взаимодействие с продуктом и бизнесом по-прежнему ценно для людей. Несмотря на диджитализацию, проникнувшую в каждую сферу жизни, офлайн-опыт — ключевой элемент в создании впечатлений и формировании устойчивых сообществ.

Сегментация аудитории: растёт количество нишевых, локальных, импакт-медиа и производителей контента, работающих с ограниченной темой и аудиторией. Социальные сети, платформы, а также разнообразные сервисы для создания контента позволяют создавать востребованные продукты на узкоспециализированные темы и формировать лояльное сообщество.

С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте проекта: https://creativeresearch.ru/results

 

 

Читайте также

Исследование «Коллекция брендов регионов России» отмечено на XX премии RuPoR 

Исследование «Коллекция брендов регионов России», проводимое ВНИЦ R&C совместно с Институтом развития креативных индустрий НИУ ВШЭ отмечено специальным дипломом в номинации «Развитие и продвижение территорий» на XX премии RuPoR за вклад в развитие туристических брендов России.

«Заклеим скотчем»: студенты Вышки разобрали внутреннюю кухню сети магазинов Музторг

Как устроен технический райдер артиста? Можно ли заменить одну аппаратуру на другую? Сколько ударных палочек уходит за один концерт? На все эти вопросы студенты факультета креативных индустрий ВШЭ получили ответы, побывав в сети крупнейшего магазина музыкального оборудования Музторг. 

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить