Закон «О креативных индустриях» подвергли разбору на Московском областном форуме «100% креатив»

Закон «О креативных индустриях» подвергли разбору на Московском областном форуме «100% креатив»

Дискуссия «Право» культуры» состоялась 23 августа 2024 года в рамках деловой программы Московского областного форума «100% креатив» в Красногорске. Эксперты обсудили, как новый закон повлияет на развитие креативных индустрий.

Модератором дискуссии выступил журналист, аналитик, эксперт в сфере культуры и индустрии развлечений, главный редактор информационного агентства "ИнтерМедиа" Евгений Сафронов.

- У нас принят закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». И мы сейчас будем обсуждать, что изменилось с принятием этого закона в отечественном законодательстве в сфере культуры.

Председатель правления «Национальный союз народных художественных промыслов» Вячеслав Долгов обратил внимание на противоречие, возникающее с включением народных промыслов в рамки креативных индустрий:

- Народные художественные промыслы – малая часть креативных индустрий, и в самом законе они были определены как категории, основанные на историко-культурном наследии и коллективном освоении традиций. Народные промыслы строго традиционны, в них ничего резко меняться не может, а креативная индустрия – это то, что должно меняться постоянно, здесь есть очевидные противоречия.

Народные художественные промыслы требуют чётко определённого места в законе, так как производство в данной сфере строго регламентировано и требует использования конкретных материалов, определённой технологии изготовления, соблюдения художественной стилистики. Это отличает народные промыслы от ремёсел, в которых нет мест бытования и не обязательно придерживаться традиции.

Научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина отметила, что закон «О развитии креативных индустрий в Российской Федерации» требует дальнейшей доработки для его применения на практике.

- Но считаю очень важным, что он был принят, потому что этот закон закрепляет развитие креативных индустрий как долгосрочный приоритет государственной политики, – подчеркнула эксперт.

Спрос на продукцию креативных индустрий важно воспитывать у населения, начиная с детского сада, чтобы формировать интерес к российской культуре, понимание традиций и системы ценностей.

- Сегодня большинство правительственных мер сосредоточено на поддержке производителей и практически отсутствуют меры, которые бы активно занимались популяризацией продукции креативных индустрий. Для таких индустрий требуются квалифицированные потребители – люди, которые действительно разбираются, понимают, ценят, – уверена Татьяна Абанкина.

Проректор по развитию и стратегическим коммуникациям, член Совета по качеству Роспатента Ольга Терещенко рассказала о типовых ошибках начинающих бизнесменов при регистрации собственного бренда.

- Если я развиваю свой бизнес и даю ему какое-то имя, начинать мне нужно с получения права на это имя, – заметила эксперт. - Закон, о котором мы сегодня говорим, отражает то переосмысление, которое сейчас закладывают и государство, и бизнес в наш российский креатив. Наши предприниматели способны на очень многое, но сначала нужно хотя бы немного взрастить в себе зерно правовой культуры.

Ведущий научный сотрудник отдела организации научной деятельности федерального института промышленной собственности (ФИПС), кандидат экономических наук Инна Биткина поддержала позицию о важности воспитания правовой культуры и рассказала о тонкостях ведения креативного бизнеса.

- Компетенции нужны на всех уровнях. Когда мы обсуждали вопросы интеллектуальной собственности со студентами, один из них спросил, зачем мы обсуждаем, кому принадлежат права на произведение, созданное искусственным интеллектом? Какая разница, кому принадлежат права? Главное, что это создано. И тут мы поняли, что такое мнение мы часто встречаем. Для людей, которые ничего не создают, такой подход к делу нормален, а те, кто создают, хотят свои права защитить. Всем остальным это надо объяснять, потому что это касается даже тех, кто никак не связывает свою жизнь с интеллектуальной собственностью.

Председатель Комитета по развитию предпринимательства на цифровых платформах Московского областного отделения «Опоры России», куратор обучающего курса «Бизнес-Консультант» на платформе «Wildberries» Кирилл Пирогов рассказал о том, как помочь современным творцам грамотно выходить на онлайн- и офлайн-платформы.

- На сегодняшний день к нам поступает очень много запросов от креативщиков, которые начинают защищать свои права в области интеллектуальной собственности. Креативщики это, как правило, те люди, которые занимаются творчеством, они не юристы, не экономисты. Стоило бы создать совет по креативным индустриям, в который бы входили люди, компетентные в области права.

Евгений Сафронов завершил дискуссию разбором “тонких мест”, с которыми составителям подзаконных актов к закону о креативных индустриях придется столкнуться в самое ближайшее время.

- Одни считают, что сферы культуры и креативных индустрий совпадают, как это происходит в ряде развитых стран, другие - что в России они вообще не пересекаются. Это долго обсуждалось, но с выходом закона стало ясно, что власти склоняются к разделению “креативных индустрий” и “сферы культуры” в РФ, при этом не обозначая их границ. Впрочем, и границы сферы культуры за все время существования СССР и РФ не устанавливались.

В подзаконных актах также предстоит уточнить признаки, по которым экономическая деятельность субъектов будет отнесена к креативным индустриям.

- Всегда ли индустрия должна приносить прибыль? Ведь абсолютное большинство организаций культуры в РФ являются дотационными, прибыль приносят лишь немногие. Относится ли к креативным индустриям извлечение прибыли из произведений, принадлежащих западным правообладателям, да и вообще иностранцам или иноагентам? Что с использованием классических произведений, созданных сотни лет назад? Всего этого в законе нет, это требует достаточно детального изучения и упорядочения в подзаконных актах. Конечно, мы займемся этим сразу в нескольких профильных общественных структурах в сентябре.

Читайте также

Новый корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной

30 мая на Кадашёвской набережной в Москве открылся новый корпус Государственной Третьяковской галереи. Рассказываем, как выглядит здание и почему его строили почти 30 лет.

Заседание Межведомственного совета по развитию креативных (творческих) индустрий

16 мая в Министерстве культуры Российской Федерации состоится заседание Межведомственного совета в формате межведомственного и межрегионального проектного офиса по развитию креативных (творческих) индустрий.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить