По общим вопросам
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
В рамках программы исследования о будущем рынка труда в креативных и индустриях Институтом развития креативных индустрий НИУ ВШЭ и Школой дизайна НИУ ВШЭ была проведена серия интервью с ведущими специалистами в некоторых областях креативных индустрий.
Публикуем экспертные мнения по следующим вопросам:
1. Какие профессии в вашем направлении сейчас наиболее востребованы?
2. Какие профессии появляются/могут появиться в ближайшем будущем?
3. Какие квалификации/компетенции или навыки требуются каждой профессии из обеих категорий?
Александра Першеева, академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, член Ассоциации художественных критиков AICA-Russia.
1. В музеях сейчас востребованы профессии, связанные как с узкопрофильными компетенциями, так и с широким кругозором:
- кураторы (они в самом сердце выставочного процесса);
- хранители и реставраторы (заботятся о произведениях искусства, поддерживают их в наилучшем состоянии);
- научные сотрудники (обычно они совмещают исследовательскую деятельность с практической);
- сотрудники архива и библиотеки;
- продюсеры и менеджеры проектов;
- специалисты по логистике (разбирающиеся в вопросах не только транспортировки, но и страхования произведений);
- специалисты по пиару и smm (музей как просветительская организация имеет свою специфику);
- дизайнеры (визуальная коммуникация музея должна быть на высоком уровне);
- сотрудники отдела фото- и видеодокументации (публичные мероприятия музея должны дублироваться в сети);
- программисты (цифровые отделы музеев сегодня активно развиваются);
- медиаторы и экскурсоводы (в том числе умеющие работать с детьми и людьми с ограниченными возможностями).
2. Полагаю, что в будущем музейные профессии сохранятся в том же составе, что и сейчас, однако набор компетенций специалистов будет расширяться. Когда мы говорим о цифровизации музея, речь идет не только об оцифровке предметов коллекции и пополнении сайта, но и о выходе на цифровые площадки. Нормой становится съемка экспозиции для VR-документации, некоторые музеи уже работают с форматом метавселенных. Думаю, что этот тренд сохранится, а значит, кураторам нужно думать о том, как создавать выставки для виртуальной реальности, хранителям — разбираться в новейших технологиях медиаискусства, а экскурсоводам — вести стримы. Также заметное влияние на креативные индустрии оказывает внедрение искусственного интеллекта, он может быть использован для работы по созданию/совершенствованию национальных и глобальных баз данных по искусству.
3. Что же касается навыков, то сотрудникам музея будущего необходима, как и прежде, высокая профессиональная квалификация (чтобы легко переключать внимание с одной исторической эпохи на другую, как это любят делать современные художники), а также открытость новому и готовность встречаться с техниками и технологиями, которые меняют облик как нашей повседневности, так и культурного ландшафта.
Захар День, индустриальный партнер направлений «Дизайн и программирование» и «Дизайн и продвижение цифрового продукта» в Школе дизайна НИУ ВШЭ; дизайнер и программист, основатель компании Hæd Exchange, в прошлом — разработчик в Bookmate.
1. Веб-разработка является самой популярной сферой, определяющей, какие программисты сейчас наиболее востребованы. В России сегодня это программисты, знающие JavaScript, Java, Python, PHP и Ruby. Помимо этого, в программировании есть множество других направлений, таких как мобильная разработка, разработка игр, машинное обучение, искусственный интеллект и т.д. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и требует специализированных знаний и навыков.
2. Согласно исследованию, проведенному Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, до 2030 года появится 186 новых специальностей. Вот некоторые из наиболее интересных профессий будущего, которые могут появиться в ближайшем будущем:
- Сетевой врач — специалист, который предварительно диагностирует болезни и проводит их профилактику. Уже сейчас есть медицинские онлайн-сервисы, а в ближайшем будущем носимые гаджеты позволят отправлять врачам разнообразную информацию о здоровье пациента.
- Координатор образовательной онлайн-платформы — специалист, который сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам, организует и продвигает программы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов на курсах или платформах.
- Разработчик образовательных траекторий — специалист, который создает индивидуальные образовательные траектории для студентов, учитывая их потребности и интересы.
- Специалист по детской психологической безопасности — занимается разработкой и внедрением программ по защите детей в Интернете.
- Science-художник — специалист, который создает визуализации научных данных и концепций.
Это только некоторые из возможных профессий будущего. Существует множество других направлений, таких как машинное обучение, искусственный интеллект, разработка игр и т.д.
3. В целом востребованы следующие компетенции:
Профессионалам будущего будут необходимы дополнительные компетенции:
- сетевому врачу — знание медицинских технологий, а также навыки работы с базами данных и программирования;
- координатору образовательной онлайн-платформы — знание веб-технологий, а также навыки работы с базами данных и программирования;
- разработчику образовательных траекторий — знание веб-технологий, а также навыки работы с базами данных и программирования;
- специалисту по детской психологической безопасности — знание технологий защиты данных, а также навыки работы с базами данных и программирования;
- science-художнику — знание графических технологий, а также навыки работы с программами для создания графики.
Дополнительные компетенции и навыки:
Алексей Кухаронок, член Союза дизайнеров, руководитель направления «CGI и визуальные эффекты» в Школе дизайна НИУ ВШЭ; художник компьютерной графики, работал над анимационными проектами «Белка и Стрелка», «Белка и Стрелка — лунные приключения», «Озорная семейка», «Harvie and the Magic Museum» (Чехия), оформлял музыкальное шоу «Christmas Spectacular» для Radio City Music Hall, музыкальными клипами, телевизионным шоу «Мульт личности», игровыми проектами студии Fox3d.
1. Глобально сейчас в индустрии CGI имеется дефицит практически на все позиции, специалистов очень не хватает. При этом студии довольно избирательны и в первую очередь ищут специалистов на позиции middle и senior, а воспитывать и прокачивать "джунов" предоставляют своим коллегам. Поэтому всем молодым специалистам я бы советовал стремиться набирать опыт любой ценой - это их главная валюта.
Что касается конкретных компетенций, то в первую очередь, на мой взгляд, востребованы специалисты работающие в Houdini - начиная с лейаут-артистов и заканчивая художниками по спецэффектам. Ощущается нехватка 3D-аниматоров, нейронные сети и моушен кепчур все же не могут заменить живую актерскую игру персонажами. Так же есть спрос на 3D-дженералистов с хорошим вкусом и насмотренностью, способных реализовывать комплексные задачи на высоком уровне.
В поле работы с реал-тайм платформами не хватает tech-artists - тех кто умеет сделать красивую графику действительно реалтаймовой и адаптировать замыслы художников под технологические ограничения, например, Unreal Engine.
2. С моей точки зрения, дискретного появления новых профессий нет. Индустрия постоянно видоизменяется, все, кто в ней работают, самообучаются и осваивают новые технологии. Растет влияние платформ реального времени на работу с графикой, растет влияние инструментов, основанных на нейронных сетях, вычислительные мощности меняют алгоритмы и переходят на GPU. Специалист должен быть готов выйти из привычных рамок и использовать свои навыки в совершенно неожиданной области.
3. Высокая обучаемость, целеустремленность, сочетание технической грамотности и художественного видения, очень высокая насмотренность, независимость от конкретного софта — общие признаки успешного в будущем специалиста.
Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ; журналист и эксперт в области моды, в разное время работавший главным редактором журналов «ОМ», Harper’s Bazaar, Black Square, Port, редакционным директором журналов L’Officiel и Numero.
1.
- Конструктор одежды
- Дизайнеры разного профиля
- Продакт-менеджер
- Директор по производству
- Байер
- Стилист
- Редактор контента
- Фото- и видеопродюсер
2. Профессии вряд ли появятся, а компетенции могут — например, такие:
- конструктор в 3D-программах;
- дизайн с использованием ИИ;
- тренд-аналитика и прогнозирование с использованием ИИ;
- smm с использованием ИИ;
- специалист по работе с цифровой средой (например, онлайн-примерочных, цифровых объектов и т. п).
Второй вопрос можно отнести к категории футуризма, то есть фантазий и предположений, поэтому сравнивать что бы то ни было довольно сложно.
3. Здесь стоит говорить не о профессиях, а о новых компетенциях. Если в общем, то это общие компетенции/ квалификации: владение инструментами и приемами современного дизайна, создания контента, производства изображений.
Полина Кампиони, руководитель специализации «Анимация» на направлении «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ; режиссер анимации, художник-мультипликатор, участник международного анимационного марафона Fete de l’anim, Франция (г. Лилль), анимационных фестивалей КРОК, «Окно в Европу», Insomnia и др.
1. Сейчас наиболее востребованы в сфере анимации 2D- и 3D-аниматоры, режиссеры коммерческой анимации, режиссеры анимации сериалов, сторибордисты для анимации и кино, моушн-дизайнеры, в сфере кино — режиссеры и аниматоры компьютерной графики, операторы и осветители, режиссеры, способные работать в разных жанрах.
2. Для этих профессий пока нет названий, но, скорее всего, это будут профессионалы, которые могут использовать нейросети в качестве инструмента для оптимизации своих процессов. Это не значит, что нейросеть сможет заменить эту работу, скорее, она будет помогать в довольно простых задачах, будь то создание раскадровки или тестовая проверка движения в анимации, — то есть во всей той черновой работе, которую хотелось бы делать с гораздо большей скоростью и с бо́льшим количеством вариантов.
3. В первую очередь, это насмотренность, которая и формирует вкус. Технологии постоянно совершенствуются, появляются новые, но, чтобы грамотно их использовать, необходимо обладать большим визуальным опытом, который помогает понимать, что хорошо, а что плохо в области визуального искусства. Ну а во вторую очередь, это, конечно, склонность к анализу — как реальности вокруг себя, так и внутри собственных проектов.
Дария Женихова, куратор профиля «Ивент-дизайн и экономика впечатлений» программы «Управление в креативных индустриях»; режиссер, куратор, продюсер, эксперт в области социокультурных стратегий; руководитель компании «Культура потребления», которая занимается разработкой социокультурных и образовательных программ, концепций музеев и креативных кластеров, мультимедийных выставок и масштабных городских фестивалей.
1. Все методы в креативных индустриях применяются достаточно широко и могут при необходимости экстраполироваться из одной сферы в другую, поэтому сейчас нужны не столько какие-то конкретные профессии, сколько узкие навыки, какие-то очень конкретные знания и опыт в определенной сфере — внутри каждого из направлений креативных индустрий есть достаточно жесткая дифференциация и запрос на конкретные навыки.
С другой стороны, сегодня ценятся именно такие специалисты, которые умеют работать в междисциплинарном поле, между разными индустриями и совмещать различные компетенции. Поэтому сильным будет считаться специалист, у которого не одно образование, а несколько или есть разнообразный опыт работы в разных областях и сферах креативных индустрий.
2. В ивент-дизайне прежде всего нужны сильные продюсеры — управляющий состав, то есть люди, которые могут нести ответственность и самостоятельно эту ответственность распределять, умеют стратегически мыслить, управлять людьми, временем, конструкциями. Это значит, что они должны быть более опытными и знающими, чем все остальные, очень вовлеченными и интеллектуально развитыми.
3. Знания разных сфер креативных индустрий или глубинные знания хотя бы в одной из областей: нельзя пойти работать на территорию театра или кино и ничего не знать об этих сферах. Менеджер-управленец сам по себе — это не профессия, он должен иметь определенные компетенции в конкретной сфере, разбираться в том, чем занимается, обладать сформированной профессиональной оптикой и постоянно развивать свою насмотренность.
Эмма Васильева, куратор профиля бакалавриата «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ; дизайнер костюма, член Союза дизайнеров России; идеолог и создатель Омской Арт-Резиденции, фестиваля искусства и дизайна «Сибирская этника», театра моды «ОбраZ».
1. Креатор-дизайнер сценического пространства/действия, художник (написание концепций, создание новых событий), сценограф-художник, арт-директор.
2. Цифровые форматы событий требуют компетенций дизайнеров медиа-событий, сценографов digital-театров. Кастомизация и персонализация развивается как тренд, поэтому возможны небольшие форматы событий и их проектирование. Отсюда необходимы персональные театральные дизайнеры узкой специализации, сценографы персональных событий.
3. Общекультурные — креативность в решениях, командная коммуникация, лидерские качества, насмотренность, навыки анализа данных; профессиональные — владение актуальными технологиями сценографии, объемно-пространственное мышление, визуальный опыт, способность анализировать тенденций развития зрелищной культуры.
Наталья Платонова, профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
1. - Архитектор авторских туров и экскурсий;
- менеджер по устойчивому развитию туристических территорий;
- тревел-консультант;
- руководитель объектов впечатления;
- отельер;
- менеджер впечатлений;
- режиссер событийного туризма;
- разработчик тур-навигаторов, тур-приложений;
- архитектор глэмпингов и кэмпингов;
- архитектор территорий;
- дизайнер дополненной реальности территорий;
- разработчик интеллектуальных туристических систем;
- бренд-менеджер пространств.
2. - Консьерж робототехники;
- оператор космотуризма;
- гид в сфере космотуризма;
- специалист по цифровизации коллективных средств размещения;
- специалист по виртуальным музеям;
- организатор «дешевого» туризма;
- организатор «медленного» туризма;
- оператор bleisure (специалист в сфере организации деловых поездок).
3. Все профессии в сфере туризма и гостеприимства требуют следующих компетенций:
- навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и ситуаций в разных смежных и несмежных отраслях);
- мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях и в других странах);
- навыки программирования ИТ‑решений / навыки управления сложными автоматизированными комплексами / навыки работы с искусственным интеллектом;
- клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;
- умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;
- способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;
- умение управлять проектами и процессами;
- системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе знание системной инженерии).
Александр Багрей, куратор профиля «Запуск и управление медиастартапом» бакалаврской программы «Управление в креативных индустриях», руководитель продуктового направления B2B в международной медиагруппе «Россия сегодня».
1. Конечно же, это специалисты по контент-маркетингу и SMM-менеджеры. В свете активного развития и насыщения медиарынка и социальных сетей особенно ценятся умения создавать и распространять ценный контент; SEO; навыки аналитики, управления социальными медиа, стратегического планирования, проведения рекламных кампаний и коммуникационные навыки.
Web-разработчики являются фундаментом современных медиаплатформ. Они должны владеть навыками программирования (HTML, CSS, JavaScript), знать фреймворки, иметь опыт в UX/UI-дизайне и оптимизации под мобильные устройства.
Видеопродюсеры также занимают важное место: они создают визуальные истории, захватывающие внимание аудитории. Для этого необходимы навыки производства видео, редактирования, постпродакшна, сценарного мастерства и визуальной грамотности.
Специалисты по VR/AR: их работа связана с разработкой виртуальной и дополненной реальности, 3D-моделированием, интерактивным дизайном и техническим программированием.
- Дата-журналисты (Data Journalists) играют ключевую роль в интерпретации и представлении информации. Их основные компетенции включают работу с большими данными, аналитику, визуализацию данных, исследовательские навыки и понимание новостных трендов.
- Эксперты по иммерсивному журнализму открывают новые горизонты в рассказывании историй, используя VR/AR для создания погружающего контента. Они должны обладать мультимедийными навыками и журналистской грамотностью.
- Специалисты по искусственному интеллекту в медиа будут стимулировать инновации, разрабатывая алгоритмы для анализа данных и автоматизации процессов создания контента, опираясь на знания AI и машинного обучения.
- Эксперты по анализу медиа-трендов (Media Trend Analysts) будут играть важную роль в прогнозировании изменений в медиа-потреблении. Их ключевые компетенции включают анализ трендов, исследовательские и аналитические навыки.
- Наконец, специалисты по цифровой этике и конфиденциальности будут обеспечивать соблюдение законов о конфиденциальности данных, а также поддерживать этические стандарты в цифровых медиа, владея навыками коммуникации и регулирования.
Александр Алексеев, руководитель направления «Искусство рекламы», куратор направления «Дизайн и продвижение цифрового продукта» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, креативный директор, художник-график; президент Клуба арт-директоров России (ADCR).
1. Наиболее востребованы все профессии, связанные с диджитал-продвижением: SMM-менеджер, контент-мейкер, UХ /UI дизайнер— в связи со значимым ростом объема диджитал-коммуникации и растущими запросами на повышение ее качества. В связи с активным ростом диджитал-наружной рекламы прогнозируется рост запросов на специализацию моушн-дизайнера. Однако сохраняется устойчивый запрос на «классические» профессии рекламных креаторов: копирайтер, арт-директор, коммуникационный дизайнер (визуальный брендинг, кей-вижуалы, форматирование идеи для разных рекламных каналов).
2. Безусловно, на пороге профессия промпт-инженера для работы с нейросетями, а следом и инженера по созданию кастомных нейросетей для решения сфокусированных задач по работе с узкими сегментами целевых аудиторий, особенно в определенных категориях предложений, наиболее расположенных к кастомизации.
3. Во-первых, высокая степень эмпатии к аудитории (на которую смотрим как на благорасположенных союзников, «пипл хавает» остался в прошлом веке).
Во-вторых, понимание принципов психологии этического влияния, потому что уже мало обратить на свое предложение внимание человека, сделав из него зрителя. Чтобы он стал благорасположенным союзником, нужно вовлечь его в действие, закрепляющее его интерес к предложению (проще всего в покупку, конечно).
В-третьих, стремление к сотрудничеству, коллаборации и партнерству, а не к соперничеству. Не только бесстрашное умение родить идею самостоятельно, но и коллективное стремление поддержать развитие идеи вплоть до эффективного воплощения в реально действующую коммуникацию.
Креативное мышление:
- нестандартные подходы к решению проблемы;
- навыки общаться эффективно, быть полезным команде и партнерам и извлекать пользу из общения с ними;
- способность ориентироваться на результат и достижение поставленных целей;
- навыки презентации и продажи своих рекламных и маркетинговых решений;
- навыки работы с партнерами и исполнителями: рекламными агентствами, СМИ, узко специализированными дизайнерами.
Квалификации:
- знание основных принципов маркетинга и рекламы;
- знание психологических особенностей потребителей и способность адаптировать рекламные материалы к их потребностям;
- теоретические представления и практическое применение основ брендинга;
- знание основных трендов в рекламе и маркетинге;
- умение создавать и реализовывать рекламные стратегии и кампании;
- представление о планировании и формировании бюджетов на коммуникацию;
- знание современных методов продвижения и рекламных форматов;
- умение создавать рекламные материалы, включая тексты, изображения и видеоролики;
- умение работать с различными типами контента, включая социальные сети, блоги, инфографику и веб-сайты;
- знание основных принципов SEO и контекстной рекламы;
- умение работать с аналитическими инструментами и программами для оценки эффективности рекламных кампаний;
- знание основ профессиональной этики в рекламе и маркетинге.
Сергей Горбачев, руководитель профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях» бакалаврской программы «Управление в креативных индустриях»; академик Российской академии радио (РАР); вице-президент по информационной политике; член Совета директоров ЗАО «Мультимедиа Холдинг» (ММХ); главный редактор информационного агентства «Национальная Служба Новостей» (НСН); медиа-директор фестиваля «Нашествие».
1. Специалист по организации онлайн-вещания в цифровой среде — компетенции/умения:
- адаптировать контент традиционных медиа для цифровой среды;
- пользоваться всевозможными метриками;
- выявлять и видеть запросы новой аудитории;
- создавать новый продукт под новые запросы.
Специалист по работе с грантами в креативных индустриях — компетенции / умения:
- знать правила всех основных грантодателей;
- адаптировать креативные проекты под требования грантодателя;
- составлять заявки на грант и вести отчетность по проекту.
2. Специалист по работе с Искусственным интеллектом (ИИ) в креативных индустриях.
3. Компетенции:
- знать специфику существующих платформ ИИ;
- уметь сформировать ТЗ для ИИ;
- уметь адаптировать контент ИИ под запросы целевой аудитории.
Александр Джикия, координатор направлений «Дизайн среды» и «Дизайн интерьера», руководитель программы «Дизайн среды. Базовый курс», заместитель руководителя Школы дизайна по контролю качества работы со студентами, профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ; дизайнер, художник-график, член-корреспондент Российской академии художеств, участник персональных и групповых художественных выставок в России, Германии, Италии, Турции, США и других странах, академик РАХ.
1.
– Дизайнер среды
– Визуализатор (более узкая специализация)
– Макетчик (включая 3D-печать)
– Урбанист (территориальный брендинг)
– Продуктолог (директор по продукту / координатор деятельности дизайнеров и архитекторов разных профилей в одном проекте, администратор проекта)
– Рекламщик (специалист по размещению рекламы в городской среде)
– Художник — (ближе к СОВРИСКу, работа с медийными фасадами и прочими новыми медиатехнологиями)
2. По-видимому, будут развиваться профессии, связанные с внедрением новых технологий в городскую среду; появятся дизайнеры виртуальных пространств, создатели Метавселенной.
3. Профессионалы обеих категорий должны владеть множеством навыков и умений.
– Дизайнер — умение концептуально мыслить, рождать образы.
– Визуализатор — владение всеми визуализаторскими программами, стилями подачи; умение создавать видео.
– Макетчик — навыки владения ручными инструментами и технологией 3D-печати.
– Урбанист — понимание системы функционирования среды, систем навигации и коммуникации с потребителем.
– Продуктолог — это администратор, имеющий представление о смежных специальностях.
– Рекламщик — все рекламные технологии + размещение в пространстве.
– Художник — это художник по работе с пространством (инсталляции, городская скульптура, новые медиа).
Елизавета Копай-Гора, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, занимается многостраничными изданиями и разработкой айдентики, постоянная участница российских и международных выставок книжного и плакатного дизайна, иллюстрации, печатной графики.
1. Дизайнер мультимедийного контента (мультиплатформенная работа с графикой, анимацией, монтажом и т.д.); редактор — в широком смысле слова — мультимедийного и цифрового контента; фото- видеоредактор; книжный редактор; дизайнер аудиовизуальных медиа; рилсмейкер; дизайнер соцсетей; аналитик данных в медиа; дизайнер веб-интерфейсов; разработчик UI/UX; 3D-дизайнер.
2. Эксперт по искусственному интеллекту в редактировании; ИИ-дизайнер; специалист по этике в медиа-среде; дизайнер данных.
3. Дизайнер мультимедийного контента — углубленные hard-skills; понимание контекстов, способность генерировать идеи на стыке смысла и визуала; знание принципов работы со статичным и динамичным изображением, принципов работы с интерактивными элементами; понимание принципов сторителлинга; навыки типографики, графического дизайна, моушн-дизайна.
Рилсмейкер, дизайнер соцсетей — понимание принципов работы с видео и картинкой; навыки работы со звуком, монтажа, темпоритма, фото- и видеосъемки, типографики; базовые знания в области SMM, рекламы и продвижения; внимание к трендам.
Редактор (в широком смысле слова) — основы журналистики, структурность, понимание смысловых и визуальных контекстов.
Дизайнер аудиовизуальных медиа — навыки графического дизайна, монтажа, работы с видео, анимацией, звуком.
Дизайнер веб-интерфейсов, разработчик UI/UX — навыки графического дизайна, типографики, макетирования, верстки страниц, адаптивного дизайна; понимание принципов пользовательского опыта.
3D-дизайнер — технические навыки работы с 3D-редакторами; понимание актуальных визуальных трендов.
Эксперты по искусственному интеллекту в редактировании — навыки поиска промптов и формулировок; знание принципов работы с нейросетками; навыки факт-чекинга.
ИИ-дизайнер — навыки поиска промптов и формулировок; знание принципов работы с нейросетками; навыки графического дизайна, арт-дирекшена.
Специалисты по этике в медиа-среде — знание медийной среды; понимание актуальных запросов и обстановки; навыки редактуры, фактчекинга, работы с конфликтами; умение работать в юридическом поле.
Дизайнер данных — владение инструментарием визуализации данных; исследовательские навыки; использование аналитического подхода; навыки работы с большими данными и их интерпретацией; навыки коммуникации и графического дизайна.
Евгений Вороновский, музыкант, саунд-артист, преподаватель, руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
1. Саунд-дизайнер — наиболее ценной является работа в сфере музыкального продакшена в медиа (создания рекламы, фильмов, игр, соцсетей);
- звукорежиссер — работа с записью, микшированием и сведением звуковой продукции в широком поле применения;
- проектировщик музыкального ПО и приложений — создание цифровых инструментов для музыкального продакшена;
- музыкальный маркетолог/ PR агент — работа с построением стратегии продвижения музыкальных проектов, создание бренда артиста или музыкального коллектива;
- музыкальный критик/журналист.
2. На мой взгляд, все новые профессии так или иначе связанные со звуком, будут рождаться в поле взаимодействия с искусственным интеллектом и дополненной реальностью/метавселенными. Это будет нечто среднее между музыкальным продюсером и кодером/оператором интерфейсов.
3. Для саунд-дизайнеров / звукорежиссеров необходимы:
- навыки работы в цифровых секвенсорах, которые используются в индустрии наиболее активно: Ableton Live /Logic Pro /Reaper / Pro Tools / FL Studio;
- умение ориентироваться в многообразии цифровых инструментов и их использовании при создании звуковой продукции;
- знания в области физики звука, обработки и сведения, монтажа, мастеринга.
Отдельно стоит выделить навыки работы с обработкой и сведением голоса/вокала. Для саунд-дизайна и музыкального продакшена также возрастает роль работы с iOS- приложениями; выходит огромное количество программ для iPAD.
Для проектировщиков программного обеспечения требуются знания как в программировании, так и в области работы со звуком — то есть знание физики звука. В этой сфере разработчикам нужно активно следить и анализировать потребности рынка, востребованность интерфейсов. В качестве примера можно привести активно развивающуюся ветвь простого ПО на языке MAX/MSP в формате max4live-модулей для Ableton Live.
Касаемо маркетологов и PR-стратегов, к базовым навыкам этих профессий необходимо прибавить знание музыкального рынка, контекста, специфики коммуникации с аудиторией музыкального исполнителя/группы.
Вадим Булгаков, куратор профиля «Создание цифрового продукта и продакт-менеджмент» бакалавриата «Управление в креативных индустриях», преподаватель, руководитель лаборатории ИИ Школы дизайна НИУ ВШЭ.
1. Если брать рынок РФ, то у нас в целом уже несколько лет наблюдается кадровый голод сразу по всем креативным специальностям. Естественно, очень высокий спрос на разработчиков, способных работать с программным стеком, присущим игровым движкам и технологиям, но также высок спрос и на концепт-художников, 3D-моделлеров, аниматоров, технических художников.
2. Появлению новых профессий в этих сферах способствуют два ключевых фактора:
Первый — развитие технологий. Резкое развитие креативных инструментов с применением технологий ИИ несет за собой не столько появление новых профессий, сколько изменение списка навыков и зон ответственности для специалистов. То есть за счет автоматизации снижается спрос на механическую работу, но увеличивается на управленческую. К примеру, деятельность концепт-художника включает больший процент занятости в качестве арт-директора.
Второй фактор плотно связан с первым: новые технологии порождают спрос на новые виды контента. Активно растет рынок контента под VR/AR/XR, а это, в свою очередь, требует новых наборов навыков от специалистов.
Самая неожиданная точка роста спроса — повышение потребности в специалистах, обеспечивающих работу инфраструктуры креативного производства, то есть некие аналоги инженеров DevOps из мира ИТ.
3. Для профессий данных категорий можно вывести некий общий список навыков, которые в зависимости от конкретной профессии, роли или сферы деятельности могут иметь различные варианты баланса.
К таким навыкам можно отнести:
- умение программировать (в очень широком смысле этого навыка);
- навыки работы с нарративом;
- высокий уровень насмотренности и вкуса в художественной и дизайн-сферах.
Крупнейшая в России экосистема для музыкантов открыла двери студентам профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях».
13 июня 2024 г. в рамках IV Российского туристического форума «Путешествуй!» состоится сессия Национального конгресс-бюро «Что значит имя? Роль региональных брендов в продвижении территорий».
Направление обучения
Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.