По общим вопросам
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
Еда как удовольствие, еда как развлечение, еда как приключение: гастрономический туризм является сегодня самым быстроразвивающимся видом туризма в мире. В России он также стремительно растет, хотя до сих пор не признан на законодательном уровне. Между тем огромное количество городов и регионов активно развивают этот вид туризма, прекрасно понимая, что он генерирует в бюджет немалое количество денег. Сколько именно, никто не считал, поскольку официально этого вида туризма в стране не существует.
Что же на самом деле происходит в России с гастрономическим туризмом, как работают с ним на Северо-Западе и на Юге, в Сибири и на Дальнем Востоке, какие тенденции уже сформированы и почему именно этот вид туризма необходим для развития международных отношений, изданию «Ведомости Северо-Запад. Стиль жизни» рассказал председатель комитета по гастрономическому туризму РСТ, президент Международного эногастрономического центра, руководитель Центра гастродипломатии РАНХиГС, гастродипломат Леонид Гелибтерман.
- Леонид Владимирович, гастротуризм – явление для России достаточно новое, но идет вперед он очень бодро?
Он не может идти по-другому, потому что гастрономический туризм – самый быстроразвивающийся вид туризма в мире. Объем мирового рынка гастрономического туризма в 2023 г. достиг $946,4 млрд. В России такой статистики нет даже приблизительно. И одной из причин этого является то, что официально у нас такого вида туризма нет. Хотя, по оценкам членов нашего комитета, гастрономический туризм в нашей стране растет на 14–16% ежегодно. А в мире – примерно на 15,7% в год. И суммы, повторю, просто астрономические.
- Кто такие гастротуристы? Ведь люди едут в другой город не для того, чтобы, условно говоря, поесть: еда входит в общую туристическую программу, правильно?
Почему же? Есть так называемые чистые гастрономические туры. Например, люди специально едут в Петербург, чтобы поучаствовать в фестивале корюшки. Или чтобы познакомиться с гастрономическими местами города. А другие в процессе путешествия могут еще и, например, в Эрмитаж сходить. Поэтому гастрономический турист с точки зрения нашего комитета – это турист, который взаимодействует с культурой региона через гастрономические активности, выходящие за рамки простого приема пищи.
Российский гастротуризм начался на Северо-Западе
- Сейчас многие регионы начали развивать гастрономический туризм. Какие вы бы выделили особенно?
Их действительно много. Давайте начнем с Северо-Запада. В Петербурге брендом «петербургская кухня» очень активно занимается не только бизнес, но и два комитета правительства города – по внешним связям и по развитию туризма. Санкт-Петербург получил в Роспатенте звание кулинарной столицы России. Кроме того, наряду с более чем 50 городами мира он единственный из России вошел в сеть креативных городов ЮНЕСКО по направлению «гастрономия». То есть Санкт-Петербург занимается этой темой целенаправленно и стратегически.
- Это центральный город региона. А что делают остальные?
Очень многое. Калининград стал столицей уличной еды Российской Федерации. Тому, как там делают фестивали уличной еды, нужно учиться. Более того, там даже прошел первый и, по-моему, даже первый в мире форум-фестиваль уличной еды с большой деловой программой, на который съехались участники от Мексики до Гонконга. Там проходит российский чемпионат уличной еды, и в прежние времена его победители участвовали в чемпионате Европы и дважды выигрывали золото в разных номинациях. Сейчас свой опыт по проведению фестивалей Калининград очень активно внедряет в разных регионах России, помогая организаторам методически. Идем дальше. Мурманск фактически завел на себя бренд «арктическая кухня». Архангельск, который имеет великолепные традиции, поскольку весь импорт в Россию несколько сотен лет шел именно через него, тоже активно развивает эту тему. А с Великого Новгорода в 2014–2015 гг. вообще началось все движение к гастрономическому туризму в России.
- Каким образом?
Там прошел самый первый форум по гастрономическому туризму, причем сразу же под эгидой Всемирной туристской организации ООН. Новгород стал пионером этого движения, дав очень мощный толчок развитию темы в России. Так что в стране современный гастротуризм начался на Северо-Западе. У Карелии были очень интересные приграничные проекты по гастрономическому туризму с Финляндией. Сейчас этот проект заморожен, но он дал региону важный импульс. Ненецкий автономный округ несколько раз участвовал в проекте «Российские гастрономические недели за рубежом». Ямало-Ненецкий автономный округ тоже имеет свои гастрономические амбиции. То есть все стараются развиваться.
От Абрау-Дюрсо до Дальнего Востока
- Интересно, что вы называете северные регионы: то есть южным и без этого хватает туристов?
Нет, на юге свои истории, ведь там и продуктов больше, и солнца, и возможностей для круглогодичного туризма, то есть там в какой-то степени проще. Начнем. Дагестан семимильными шагами развивает в том числе гастрономический туризм. Проводит очень много форумов на эту тему, фестивалей, там есть свои лидеры. Краснодарский край активно идет в сторону винного туризма, которого без гастрономического не бывает, и там уже есть не только российские лидеры, но и мировые – например, Абрау-Дюрсо недавно получило на международном форуме в Китае приз как один из лучших объектов для винного туризма в мире. Тем же путем идут «Лефкадия», «Кубань-Вино», «Шато Талю» и многие другие. Так что юг не отстает!
- А Сибирь, Дальний Восток?
Это как раз те регионы, где я работаю сейчас больше всего. Недавно вернулся из Новосибирска, где проходил форум-фестиваль «В Сибири – Есть!». При этом Новосибирск как гастрономический центр никогда, понимаете, никаким образом на карте не присутствовал. А сейчас этот форум-фестиваль собрал более 300 000 человек! И не только из разных городов Сибирского федерального округа: там были участники из семи-восьми зарубежных стран, включая не самых традиционных участников гастрономических фестивалей в России, таких как Мьянма. Жители Москвы и Петербурга зачастую не представляют, что делается в регионах. А там происходят очень интересные процессы и идет очень интересная гастрономическая жизнь.
Регионы хотят выбирать туристов
- Какие тренды гастротуризма в целом вы наблюдаете?
Прежде всего, интерес к локальным продуктам, к местной культуре, местным обычаям и традициям – это обратная сторона глобализации, обратная сторона импортозамещения. Люди всё больше поддерживают местных производителей не из-за того, что называют квасным патриотизмом, не потому, что «начальники сказали», а совершенно искренне. Второй тренд – это то, что уже очень многие осознали туризм как серьезную отрасль экономики, которой нужно всерьез заниматься, потому что она приносит дополнительные деньги в бюджеты и региональных органов исполнительной власти, и муниципалам, и бизнесу. Особенно гастрономический туризм.
- Почему особенно?
Потому что, по статистике, как минимум 30% своих отпускных денег народ тратит на еду, а гастрономический турист всегда тратит больше, чем просто турист. Третий тренд, и он очень любопытный: то, что многие регионы начали задумываться не просто о том, как получить некое количество туристов, а о том, из каких мест и какого именно туриста они хотят.
- Первая мысль – богатого.
Это понятно, а вот сколько именно этого туриста тебе нужно? Очень многие стали думать об экологической нагрузке на свой регион, говорить, что мы не хотим быть Барселоной, где жители в туристические автобусы уже камни бросают. Да, мы хотим богатого, но мы хотим хорошего, культурного туриста. И нам не нужно его много! Появились регионы, которые уже хотят сами выбирать себе туриста. А это значит, что надо работать с отдельными целевыми рынками, концентрироваться на них, глубоко их изучать.
Важна глубина проработки
- Какие рынки вы имеете в виду?
Например, индийский. В прошлом году, по данным погранслужбы, из Индии в Россию приехали 24 000 человек в качестве туристов. Мне удалось провести почти часовой разговор с послом Индии в Российской Федерации. Мы обсуждали с ним вопросы туризма, в том числе и гастрономического. И я спросил, какое количество индийцев имеет достаточно денег и потенциальный интерес посетить Россию. И когда он мне назвал цифру, у меня глаза на лоб полезли: 240 млн. Вот каков идеалистически может быть турпоток. И всего 24 000 человек, которые посетили реально...
- Почему так происходит, что мы делаем не так?
Туризм в Российскую Федерацию надо продвигать очень умно и системно, объединяя ресурсы. Проводить кампании по продвижению не для галочки, а чтобы это реально приносило плоды. Естественно, для каждых рынков надо сегментироваться. И на деле привлекать специалистов, которые могут дать рекомендации, объяснить, как и что делать, почему и зачем. И если честно, то я считаю, что, конечно, чтобы развивать туризм в нашей стране, нужно министерство туризма. Несомненно, Россия работает по привлечению зарубежных туристов – с той же Индией. Есть программы, посвященные странам Персидского залива, Ирану, Китаю. Но, на мой взгляд, нам не хватает глубины проработки этих вопросов. Чтобы получать серьезный результат, нужно копать гораздо глубже. А для этого нужны специалисты, которые умеют это делать.
- У нас есть такие?
Есть, но их надо уметь объединить, их надо консолидировать, какие-то условия создать, чтобы они работали. Одной из наших системных проблем является взаимодействие по смежным вопросам между министерствами и ведомствами: этого взаимодействия очень не хватает. И, конечно, надо продвигать, рассказывать, убеждать – это та работа, которой российские гастроактивисты занимаются, переходя из самолета в самолет.
В Китай – за пять минут
- Вас действительно вживую не застать...
Просто громадная страна, очень разные территории, и каждая – со своими изюминками, своими стратегиями. Например, сейчас я в Амурской области. Там через Амур, через реку – Китай: Хэйхэ. Сейчас канатную дорогу достроят, и буквально три-пять минут – и ты в Китае. Понятно, что здесь стратегия развития туризма, и гастрономического в частности, должна строиться на этом. Плюс ко всему добавляется еще такой мощнейший объект, как космодром «Восточный» – единственный коммерческий космодром в Российской Федерации, который сам притягивает туристов, и с точки зрения еды для него нужна вообще отдельная программа. А до этого наша команда была в Забайкальском крае: там стык трех границ – Китая, Монголии и России.
- Что вы там делали?
Помогали расшифровывать рецепты из «Поваренной книги» декабристов. И в Забайкальском крае тоже удивительные места и замечательные люди. И тоже все очень интересно, со своей спецификой. А после этого мы полетим на Чукотку, где два месяца назад вместе с правительством Чукотки создали Центр гастрономической культуры коренных малочисленных народов мира. А на Сахалине в прошлом году мы нащупали концепцию островной кухни, и в этом году будем ее развивать, ведь Сахалин – единственный в нашей стране субъект, который располагается исключительно на островах. Островитяне, безусловно, имеют свой менталитет, свою психологию, свою кухню, свои кулинарные методы обработки. Можно ведь объединить этим островные государства и территории разных стран мира. Это безумно интересно! А на Камчатке мы довольно далеко продвинулись с концепцией тихоокеанской кухни, и Камчатка собирается на форуме во Владивостоке презентовать эти идеи. Российские и зарубежные эксперты написали книгу «Тихоокеанская кухня. Пролог», и это станет фундаментом для создания мощного международного бренда «тихоокеанская кухня», который со временем может стать ничуть не менее известным, чем бренд «средиземноморская кухня». И над этим работает международная команда.
- Просто захватывает дух!
Да. А дальше можно говорить о Хакасии, о Коми, куда мы собираемся в этом году в первый раз с исследовательскими целями. И все регионы нашей страны –совершенно отдельные удивительные миры, в которых происходит движение.
Гастродипломатия и эффект капли
- То есть это уже не просто российские, а международные, мировые перспективы?
Конечно. Но ради этого команда должна жить в самолете, потому что надо везде как-то успевать, всюду подставлять дружеское плечо, ведь рынок развивается, люди хотят перемен, хотят жить интереснее, вкуснее, ярче. А то, что вы говорите про международную перспективу, – это, конечно, уже в чистом виде гастродипломатия. И одной из задач, в том числе моей как директора Центра гастродипломатии РАНХиГС, является создание основ для выстраивания концепции российской гастродипломатии. Эти основы, конечно, нужно закладывать сначала в приграничных регионах Российской Федерации, а потом стараться их соединить в одну стратегию и концепцию. Этому в том числе посвящена коллективная монография «Гастродипломатия», которая только что вышла. В ее создании принимали участие эксперты из 10 стран мира! В ней описаны концепции и подходы по стратегии и политике гастродипломатии передовых в этом направлении стран, например Перу и Таиланда.
- Перу и Таиланд – лидеры гастродипломатии?
Международные лидеры. Сам термин «гастродипломатия» появился благодаря программе правительства Таиланда по продвижению тайской кухни в мире, а в 2002 г. журнал The Economist впервые его применил. В книге «Гастродипломатия» описан опыт Доминиканской Республики, Пакистана, других стран и собран опыт шести российских регионов.
- Насколько я понимаю, монография хоть и очень важное дело, но лишь капля в вашей работе...
С огромным эффектом! Вы же знаете эффект капли? Вот она попала в воду – и круги по воде всё больше, всё шире, шире, и увеличивается количество людей, которые вовлекаются, которые начинают по-другому смотреть на гастрономию, на культуру еды. А новое поколение всё больше смотрит на то, чтобы была прозрачность в отношении происхождения продуктов, чтобы соблюдались экологические нормы при их производстве. Так что впереди очень много интересного!
Агентство стратегических инициатив организует специализированный «Экспортный акселератор для креативных индустрий». Цель акселератора - создание концепции экспортной стратегии и стратегии совместного производства для успешного выхода на международные рынки Китая, ОАЭ, Индии, Таиланда или Индонезии.
6 декабря 2025 года студенты профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях» Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ провели выездное занятие на площадке арт‑кэмпа «Дикая Мята» в Тульской области — одного из ведущих музыкальных фестивалей России. Поездка стала продолжением многолетнего сотрудничества вуза и фестиваля.
Направление обучения
Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.