За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора

За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора

В рамках деловой программы Российской креативной недели в Москве состоялась панельная дискуссия «За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора».

Одним из основных инструментов оценки креативной экономики и ее вклада в экономику страны является классификация деятельности по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Однако подход, основанный на ОКВЭД и официальной статистике, имеет ряд серьезных минусов при оценке уровня развития креативных индустрий, особенно в небольших городах. Во-первых, экономические параметры значительной части креативных бизнесов остаются невидимыми для аналитиков, поскольку эти бизнесы не вырастают из масштабов самозанятости и ИП до уровня средних и крупных организаций. Во-вторых, системы учета, построенные на статистической и финансовой отчетности, не позволяют отследить доходы, полученные от по-настоящему творческих активностей и тиражирования уже готовых и заимствованных решений. Особенно актуально это для модной индустрии и информационных технологий. Кроме того, сегодня появляются такие бизнесы и междисциплинарные команды и проекты, которые буквально находятся за гранью ОКВЭД и осуществляют виды деятельности, еще не описанные формальным языком.

В связи с этим актуализируется задача поиска альтернативных подходов к измерению масштаба и уровня развития креативных индустрий в регионах и городах.

Перед экспертами сессии были поставлены следующие ключевые вопросы:

  • Как считают креативные индустрии в разных странах и почему используют такие метрики?
  • Можно ли в России довериться анализу ОКВЭДов и какие возможны альтернативные подходы?
  • Есть ли смысл в делении креативного сектора на индустрии согласно кодам видов экономической деятельности?
  • Проблема теневого сектора креативных индустрий. Как измеряется креативная составляющая товаров и услуг?
  • В чем измеряется успех креативных индустрий (в деньгах, известности, славе) и дает ли это ключ к пониманию альтернативных метрик для этого сектора?
  • Какие существуют альтернативные (не статистические) подходы к измерению креативных индустрий?

В панельной дискуссии приняли участие:

  • Татьяна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор центра Креативной экономики Факультета городского и регионального развития
  • Александр Михеев, директор по продукту VK Play, генеральный директор «Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр» (АПРИОРИ)
  • Анна Шутова, исполнительный директор Федерации креативных индустрий
  • Евгений Сафронов, журналист и эксперт культурных индустрий, главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа»
  • Лариса Богданова, советник по креативной экономике Фонда «Центр стратегических разработок»
  • Михаил Гершман, директор «Центра научно-технической, инновационной и информационной политики» НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории экономики инноваций НИУ ВШЭ
  • Виктория Боос, ведущий эксперт центра «Российская кластерная обсерватория» НИУ ВШЭ
  • Александр Гагиев, директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами Hi-Fi-стриминга «Звук»

При измерении и оценке креативных индустрий очень важно определить, для каких целей они проводятся: управленческих, научных, для определения мер поддержки, или для межрегиональных, межсекторных или межстрановых сравнений, — рассказала Татьяна Абанкина. Для сравнительных и управленческих измерений раньше, в основном, применялись два подхода: отраслевой и «трудовой», в котором креативные индустрии измеряются с позиции творческих профессий и опирающийся на их классификаторы. Сегодня эти модели пересматриваются, — добавила она.

В ходе дискуссии эксперты сошлись во мнении, что методика оценки по ОКВЭД имеет ряд недостатков, поскольку коды ОКВЭД могут меняться в ходе роста и развития компании либо согласно требованиям налоговой, не все из современных видов деятельности отражены в ОКВЭД, а некоторые из кодов предполагают смешение творческих и технических видов деятельности.

Читайте также

Экскурсия в BBDO

Студенты профиля «Запуск и управление медиастартапом» бакалавриата «Управление в креативных индустриях» посетили офис BBDO Group, одной из самых уважаемых рекламно-коммуникационных групп в мире.

Российский форум индустрии дизайна

Российский форум индустрии дизайна прошёл в Москве 18 и 19 апреля 2024 года в отеле «The Carlton».

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить