Успешные практики переосмысления и продвижения НХП

Полина Фролова. Проект «Что такое Гжель»
Полина Фролова. Проект «Что такое Гжель»
Анна Зайцева, куратор арт-школы ремесел АНО «Центр развития культурных инициатив», экс-заместитель руководителя проекта Rustrends, куратор показа российских дизайнеров в «Новой Третьяковке», куратор выставки и показа «NEO-промыслы»
name

Мне очень импонируют новые нестандартные прочтения, которые немного хулиганят и выходят за привычные рамки и шаблоны тяжеловесного (и многим обязывающего) термина НХП.

Из недавнего эксперимента очень понравился новый стикерпак от ДПИ (Всероссийский музей декоративно- прикладного искусства — прим. ред.).

Но если все-таки обратиться к традиционным народным промыслам, безусловно лучше семьи Георгиевых (возрождают фабрику „Крестецкая строчка“ — прим. ред.) пока не сделал никто. Их комплексный неравнодушный подход, предварительное исследование к действительно исторически сформированному, на месте своего бытования, промыслу, и как итог — получилось не только переосмыслить промысел, но и сформировать полноценный туристический маршрут. Среди многих моих знакомых часто слышу: „Хочу на строчку“.

Также классный кейс The Dar Store: систематически делают серию предметов, совмещая художников и промысел. Из последнего: коллекция „Жостово“ в коллаборации с Антоном Тотибадзе.

«В целом, мне очень часто приходилось быть медиатором, или, как сейчас говорят, дизайн-дипломатом, поэтому имею довольно большой опыт знакомства с болевыми точками и предприятий, и художников.

И порой с моей легкой подачи- рекомендации (тут важно отметить — когда в целом стороны не настроены вражески друг на друга и хотят услышать), когда случаются такие классные истории как недавний запуск лимитированной серии Гусевского хрустального завода и ультрамодного флористического проекта „Собран в саду“ — я искренне радуюсь. Сотрудничество должно быть, на мой взгляд, не притянутым за уши, а очень логично выстроенным. Например, сотрудничество Гусевского хрустального завода и флористического проекта „Собран в саду“. Выбирая букет, можно сразу приобрести для него классную вазу у старейшего предприятия России».

Татьяна Бабкова и Светлана Катаргина, дизайнеры и художники декоративно- прикладного искусства, основатели марки PERINNE (Пéринне)
name

«Первое образование, художника — мастера по вышивке, заложило любовь к народному искусству и пониманию его красоты.

Второе образование — дизайнера, структурировало эти знания, дало возможность другими глазами посмотреть на народное искусство, соединить традицию и дизайн, создать новый уникальный современный продукт. Мы решили объединить эти две сферы деятельности. Захотелось делать что-то материальное, тактильное, выпускать современные изделия для дома, опираясь на богатое творческое наследие России.

Переосмысливая мотивы традиционного народного искусства, мы предлагаем по-новому взглянуть на него. Неисчерпаемый источник вдохновения — русское декоративно-прикладное искусство — вышивка, ткачество, набойка, роспись и т. д. Работая с этим богатым материалом, мы создаём новые современные предметы, которые органично вписываются в современный интерьер. В каждом проекте для нас важно найти баланс между традицией и технологией».

Фото: perinne.com

«Концепция бренда укладывается в короткую формулу: традиции + дизайн + технологичное производство.

На фабрике «Хохломская роспись» мы погрузились в процесс производства, изучили все этапы изготовления традиционных изделий. И это действительно важно для дизайнера — понимание всех процессов производства, использующего труд художников- ремесленников.

Результатом этой работы стала серия светильников под общим названием Лампа-конструктор «ХОХЛОМА»: арт-объект и функциональный предмет интерьера. Современный взгляд на старинную керосиновую лампу — конструктивистский подход, простые геометрические формы, изысканный декор в технике традиционной хохломской росписи с уникальным горячим способом отделки дерева, придающим изделиям золотой фон. Простота модульной конструкции позволяет комбинировать элементы. Деревянные детали как в детской пирамидке нанизываются на стальное основание. Стеклянный плафон спроектирован с учетом конструктивного стиля лампы и изготовлен вручную мастерами-стеклодувами.

Еще хотели рассказать об одном из проектов для АО «Гжельский фарфоровый завод», серии подсвечников «Сервиз». Эта разработка получила высокую оценку профессионального жюри конкурса «Фабрика дизайна» — 2 место в топ-50. В настоящее время серия планируется к запуску, идет проработка прототипа на производстве.

За основу мы взяли традиционные ручки гжельских чашек. Технология сборки чашки простая и отработанная веками — это своеобразный конструктор, который собирается из отдельных отлитых ранее элементов. Одинаковые ручки используются с разными формами чашек и декорируются по-разному. Мы используем это технологическое решение в своем проекте, соединяя готовые формы ручек с лаконичной геометрической формой цилиндра — держателя свечи. Фарфоровые элементы соединены с металлическим основанием. Серия состоит из нескольких подсвечников разной высоты на 1 и 3 свечи.

Должно быть движение навстречу и дизайнера, и НХП. Долгое время между этими творческими направлениями было противостояние и непонимание.

В последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Появилось понимание, что они нужны друг другу. Но механизмов взаимодействия пока нет — ремесленники с трудом впускают в свою сферу дизайнеров, а дизайнеры не всегда бережно относятся к этому наследию. Необходим тонкий подход и поиск баланса, важно смелые дизайнерские решения вписать в традиционную технологию.

Меняется ли сейчас маркетинговое восприятие народных художественных промыслов? Интерес к традиционным ремеслам растет в последнее время — это общая мировая тенденция, что радует. Нам кажется, что повышенный интерес ко всему ремесленному — это интуитивная попытка самосохранения. А если есть интерес, то есть и спрос на такую продукцию. Новое поколение — молодые, модные, современные, образованные люди. И, соответственно, продукция должна быть тоже актуальная, гармонично вписывающаяся в современную жизнь. Тогда она будет востребована, возможно, у нее появится новая утилитарная функция, но останется традиционный характер. Это как раз задача для дизайнера. Сейчас благоприятное время для проектирования и создания таких вещей, есть интерес, есть запрос.

Предприятия НХП находятся в частных руках, поэтому то, как они развиваются и как выстраивают свой бренд, во многом зависит от владельца бизнеса. Уже есть удачные примеры предприятий с современным подходом. Они активно сотрудничают с дизайнерами и выпускают интересную современную продукцию".

Читайте также

Кураторская экскурсия в МИА «Россия Сегодня»

Студенты профиля «Запуск и управление медиастартапом» познакомились с профессиональным миром СМИ на экскурсии в офис медиагруппы «Россия сегодня».

Встречай весну вместе с Вышкой на «Russian Culture Day»!

1 марта в Атриуме на Покровском бульваре Дирекция по интернационализации ВШЭ проводит мероприятие Russian Culture Day (День русской культуры).

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить