Заседание Экспертного совета по развитию креативной экономики

Заседание Экспертного совета по развитию креативной экономики

25 октября 2024 года состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию креативной экономики при комитете Государственной Думы по экономической политике.

Заседание прошло в рамках первой международной научной конференции «Наука для государственного управления» в Президентской академии. В работе заседания приняла участие Татьяна Всеволодовна Абанкина, член Экспертного совета, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.

С докладами выступили: Кравченко Денис Борисович, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета по экономической политике, председатель Экспертного совета; Илюшникова Татьяна Александровна, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации; Чупшева Светлана Витальевна, генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; Фурсин Алексей Анатольевич, министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента культуры города Москвы;  Комиссаров Алексей Геннадиевич, ректор Президентской Академии, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»; министр образования Московской области Пильдес Ингрид Валерьевна, представители администрации Президента и Правительства России, ФОИВ и общественных организаций, креативных индустрий и академического сообщества.  

«Учреждение совета обусловлено вниманием государства к созданию предпосылок для развития креативной экономики. Впереди большая работа, связанная с формированием системы государственного управления развитием креативной экономики, гармонизацией регионального законодательства и созданием системы поддержки креативной экономики в стране. Для ее выполнения мы собрали в нашем совете ключевых стейкхолдеров органов государственной власти и передовых экспертов всех креативных экономик», — заявил первый заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной Думы, председатель Экспертного совета Денис Кравченко.

Эксперты обсудили направления и планы работы Экспертного совета по развитию креативной экономики, ход подготовки к исполнению положений закона «О развитии креативных (творческих) индустрий», возможности расширения поддержки креативной экономики, а также развитие креативных индустрий в региональной призме. 

Директор департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Святослав Сорокин отметил, что важную роль играет введение статуса субъекта креативных индустрий, что позволит обеспечить более эффективную государственную поддержку. При этом Минэкономразвития России становится ответственным за нормативное правовое регулирование сферы креативной экономики. Министерство в данный момент работает над подзаконными актами, которые призваны обеспечить функционирование федерального закона.

«Будут разработаны постановления и приказы, касающиеся установления критериев и порядка признания территорий креативными кластерами, формирования и ведения реестра субъектов творческих индустрий, утверждения перечня видов экономической деятельности в этой сфере. Мы заранее готовим проекты документов, не ждем официальных сроков», — отметил Святослав Сорокин. Ключевым в этом перечне станет Единый реестр субъектов креативных индустрий. «Его базой должна стать существующая система АИС СОНКО, а формироваться он будет на основе данных региональных реестров креативных индустрий. Это обеспечит консолидацию данных и повысит эффективность взаимодействия между различными уровнями власти», — добавил он.

name

Татьяна Всеволодовна Абанкина, член Экспертного совета по развитию креативной экономики при комитете Государственной Думы по экономической политике, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ: 

«Законопроект вступает в действие через 180 дней, то есть 8 февраля 2025 года. Этот срок специально отведен для того, чтобы были подготовлены подзаконные акты, и одновременно прошла бы работа по разъяснению закона.

Докладчики говорили о том, что креативные индустрии развиваются в России очень давно и, конечно, закон будет способствовать их развитию, но в основном говорили о регионах-лидерах. Я хочу подчеркнуть, что принятие закона о развитии креативных индустрий имеет большое политическое значение. Он на законодательном, институциональном уровне закрепляет приоритет развития креативных индустрий как приоритет государственной политики. И очень важно, чтобы креативные индустрии развивались во всех регионах и муниципалитетах. На муниципальном уровне органов управления знание закона очень различается в регионах-лидерах и в регионах, которые еще не начали активно способствовать развитию креативных индустрий.

Нужна большая разъяснительная работа. Мне кажется, что мы сильно преувеличиваем знакомство с креативными индустриями - что это такое, какие условия должны быть созданы для их развития, какие меры поддержки способствуют, в том числе, созданию креативных товаров и услуг, выводу их на экспорт, поддержке творческих людей в муниципалитетах и регионах. 

Поэтому первое моё предложение заключается в том, чтобы сформировать открытую онлайн-платформу, на которой сформированный пул экспертов давал бы разъяснение по закону в формате «вопрос-ответ», а также приводились бы примеры лучших практик и достижений в сфере креативных индустрий. Такая работа, в частности, велась Высшей школой экономики по введению в действие закона об образовании номер 273-ФЗ, и тогда это сыграло большую роль. И здесь такая работа была бы очень уместна.

Второй тезис заключается в том, что очень важно, что сегодня фокус сделан именно на креативную экономику. Вместе с тем, если говорить о креативной экономике, то это гуманитарная экономика. Что значит гуманитарная экономика? Это значит, что она связана не только с производством креативных товаров и услуг, но и с производством смыслов и ценностей, продвижением этих ценностей, созданием и продвижением российских брендов. И это имеет очень большое значение как для консолидации общества внутри страны, так и для установления устойчивых связей с другими странами. C этой точки зрения именно креативные индустрии, культура, российские бренды, наши культурные достижения становятся той мягкой силой, основой для развития сотрудничества.

Мы сегодня поворачиваемся к странам так называемого «глобального юга» -  и они о нас очень мало знают, но на самом деле и мы о них очень мало знаем, поэтому включение российских ценностей, российских культурных достижений, российских брендов чрезвычайно важно. С этой точки зрения оценка развития креативных индустрий только через показатель рост доли ВВП недостаточна. Всё-таки это должна быть комплексная оценка, которая должна учитывать и гуманитарные, и социальные эффекты.

Можно привести в пример работы Высшей школы экономики, в том числе, по оценке креативного потенциала регионов, сделанные на основе комплексной оценки, состоящей из четырёх блоков. Первая такая оценка проведена, сборник выпущен, а сейчас готовится к выпуску второй сборник. Мы считаем, что было бы правильным, говоря о креативной экономике и ставя задачи в федеральном проекте, использовать комплексную оценку.

Третий тезис заключается в том, что очень важное значение, об этом в своем выступлении говорила Светлана Витальевна Чупшева, имеет спрос. Более того, всё время говоря о создании условий или о мерах поддержки, мы говорим о поддержке, прежде всего, предложения, а очень важна и поддержка спроса. Для креативных индустрий, говоря экономическим языком, нужен так называемый квалифицированный потребитель, то есть люди, которые знают, понимают и могут оценить предлагаемые креативные проекты, креативные товары и услуги, включиться в них.

Для реализации концепции развития креативных индустрий были приняты два федеральных проекта: «Придумано в России», по созданию именно экосистемы поддержки креативных индустрий, и «Пушкинская карта», направленный на формирование волны спроса, интереса к культуре. «Пушкинская карта» — проект очень успешный, и мне кажется, что, опираясь на этот опыт и опыт других стран, необходимо разработать и меры поддержки именно спроса, интереса к российским брендам, к российским креативным товарам и услугам.

Последний тезис, который тоже хочется подчеркнуть, -  ключевой фигурой креативных индустрий является творческая личность. Во-первых, творческая личность, во-вторых, творческая личность и, в-третьих, творческая личность, а потом уже все условия. Поэтому сегодня важна подготовка кадров - как новой плеяды молодежи, так и реализация программ повышения квалификации и даже программ, которые бы открывали креативные индустрии для людей любого возраста и социального положения, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы говорим о том, что креативная экономика строится на широко понимаемых принципах инклюзии.

И вот здесь и сегодня этого явно недостаточно. Более того, опыт Высшей школы экономики показывает, что в большом дефиците находятся именно управленческие компетенции. Поэтому Факультет креативных индустрий Высшей школы экономики три года назад открыл бакалаврскую программу «Управление в креативных индустриях», а в этом году открыл и магистратуру по этому направлению. Мы ориентируемся на то, чтобы ребята прежде всего делали свои стартапы. Для этого, в том числе, создана открытая платформа, на которой они размещают свои стартапы, кейсы и работы. Сегодня эта платформа насчитывает уже 236 тысяч работ, включая работы школьников и выпускников школ креативных индустрий. Благодаря платформе, у них появляется полноценное портфолио, а потенциальные работодатели получают доступ к открытой системе выбора творческих команд и творческих ребят. 

Работа над образовательной программой ведется в тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом, поэтому индустриальным руководителем бакалавриата «Управление в креативных индустриях» является Игорь Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий, а индустриальным руководителем магистерской программы стал Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России.

Ещё раз подчеркну, что очень важно сегодня внести необходимые изменения, помочь регионам методическими материалами, чтобы они могли оценить ситуацию, выбрать специализацию и ключевые направления поддержки для своего региона. И с этой точки зрения реализация федерального проекта «Креативная экономика» предполагает, что это будут дифференцированные меры в разрезе как отраслей, так и креативных индустрий, регионов и муниципалитетов».

Читайте также

Чтобы стать успешным, нужно обладать устойчивостью

Интервью с Натальей Фукс, руководителем Центра дополнительного профессионального образования Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, культурным продюсером, куратором, искусствоведом.

Коллекция брендов регионов России: в поисках сокровищ нации

В рамках выставки «Интурмаркет» состоялась панельная дискуссия «Коллекция брендов регионов России: в поисках сокровищ нации».

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить