Определение перечня творческих (креативных) индустрий будет внесено в законодательство

Фото: пресс-служба Президента РФ
Фото: пресс-служба Президента РФ

Утвержден перечень поручений президента Российской Федерации по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года.

В частности, Правительству Российской Федерации при участии автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение понятий «креативная экономика» и «творческие (креативные) индустрии», определение перечня творческих (креативных) индустрий, а также утверждение методологии оценки вклада креативной экономики в экономику Российской Федерации и проведение такой оценки на ежегодной основе.

Также правительство Российской Федерации при участии АСИ до 30 сентября должны внести в законодательство поправки о полном государственном финансировании производства и проката мультфильмов для детей. Кроме того, власти РФ могут начать субсидирование производства кино и видео, направленных на повышение туристической привлекательности России.

Президент распорядился обеспечить внесение в налоговое законодательство изменений, предусматривающих установление налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 3% для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции.

Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Москвы поручено рассмотреть вопросы о создании на территории г. Москвы особой экономической зоны в сфере киноиндустрии (Московского международного кинокластера) и о специальных мерах поддержки резидентов указанной особой экономической зоны, включая предоставление налоговых льгот, субсидий и грантов.

С полным списком Поручений можно ознакомиться на сайте Кремля.

"Бесспорно, Перечень поручений по развитию креативной экономики — это важнейший документ.

С одной стороны, он еще раз подчеркивает, что развитие креативных индустрий стало долгосрочным приоритетом государственной политики и государство намерено инвестировать в развитие креативных индустрий, которые обеспечивают будущее России. Креативная экономика понимается прежде всего, как гуманитарная экономика, которая направлена не только на создание и продвижение креативных товаров и услуг, но и смыслов, ценностей, российских брендов. Именно поэтому так много внимания уделяется поддержке детского творчества, товаров для детей, анимации, кинопроизводства детских фильмов, видеоиграм и их продвижению на российском и зарубежных рынках.

Хочется обратить внимание, насколько важным является комплексный подход к развитию креативных индустрий во всех регионах Российской Федерации. На основе обобщения лучших практик и уже сложившегося опыта Якутии, регионов Арктической зоны, Москвы, Татарстана по развитию условий для доступности контента креативных индустрий, творческих способностей и поддержки талантов создаются условия и в малых городах России. Это говорит о необходимости развития креативных индустрий не только в столичных мегаполисах, что при этом тоже очень важно, но и во всех регионах России, в малых городах и на сельских территориях.

Инфраструктурой развития креативных городов признаются креативные кластеры и их созданию в Москве и других регионах уделяется особое внимание. И очень важно, что даны поручения по законодательному обеспечению указанных приоритетов в развитии креативных индустрий, на законодательное закрепление понятий «креативная экономика», «творческие (креативные) индустрии», созданию правового поля деятельности креативных индустрий и мер их поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В целях поддержки развития внутреннего туризма рассмотреть вопрос об определении территорий, в пределах которых развиваются НХП для создания объектов туристской индустрии, в том числе гостиниц и иных средств размещения, объектов общественного питания, мастерских для проведения мастер-классов".

name

Татьяна Всеволодовна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, Директор центра Креативной экономики Факультета городского и регионального развития, кандидат экономических наук:

"Говоря о территориях России, мы часто не задумываемся о том, что в названии городов и поселений зашифрованы названия промысла, который когда-то определял или и сейчас определяет культурно-историческую составляющую этого места.

Павловский Посад = Павлово-Посадские платки
Лыкино-Дулево = Дулевский фарфор
Вербилки = Фарфор Вербилок
Палех = Палехская миниатюра
Городец = Городецкая роспись

Их использование казалось было бы проще для развития туризма, чем создание туристических комплексов в местах бытования НХП, т.е. в местах с уже готовым региональным брендом. Тем более, что проблема падения спроса и интереса к продукции НХП существует. Знание и любовь к промыслам постепенно исчезают. НХП утрачивают свою утилитарную и эстетическую функции (в глазах молодежи). Эту проблему можно решать только привлекая молодежь к посещению предприятия НХП и, таким образом, знакомя с людьми, которые его создали и продолжают, с культурными и художественными традициями, возрождать интерес к промыслу.

Предприятия НХП совмещают в себе особенности как промышленных объектов, так и мемориальных, художественных комплексов и музеев. Эта разносторонняя составляющая дает возможность удовлетворить тягу к впечатлениям самого взыскательного туриста любого возраста и социального положения. Современный тренд в потреблении на индивидуализацию и авторские туры полностью попадает под возможности туристических комплексов на базе НХП.

Каково же положение дел в этой сфере? Согласно проведенному несколько лет назад исследованию Минпромторга России более 80% предприятий НХП ведут туристско-экскурсионную деятельность в следующих формах:
• музей промысла (как правило, экспонируются изделия);
• выставочная экспозиция истории промысла;
• ассортиментный кабинет;
• экскурсии на производство;
• мастер-классы на предприятии, выездные мастер-классы и т.п.

Проблема состоит в том, что на территориях традиционного бытования НХП нет единых туристических комплексов, о необходимости создания которых и говорится в Перечне поручений президента по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России». Необходимо постепенно отходить от простого набора туристских опций к единому стилю, идентичному истории и художественному образу промысла. То есть от просто туристического объекта — к этнообъекту, от имитация поселения к «живому» поселению, от мастер-классов к ... семьям мастеров.

Это сложный путь и пройти его в одиночку не получится. Необходимо сообщество единомышленников в контакте с другими объектами территории и муниципальными властями".

name

Платонова Наталья Алексеевна, д.э.н., профессор, куратор профиля «Управление в индустрии путешествий» бакалаврской программы «Управление в креативных индустриях» НИУ ВШЭ

Читайте также

Практики поддержки креативных индустрий на региональном уровне

В научном журнале «ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. PUBLIC ADMINISTRATION ISSUES» опубликована статья «Практики поддержки креативных индустрий на региональном уровне» за авторством директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Т. Е. Ривчун, заместителя директора ИРКИ О.И. Вапнярской, профессора Школы дизайна НИУ ВШЭ Н.А. Платоновой.

Гастродипломатия, конкурс рецептов Вышки, креатив и Доминиканская Республика

В 2025 году исполняется 80 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Доминиканской Республикой. Сегодня эта замечательная страна привлекает туристов не только своим морем и пляжами, но и активной работой по продвижению гастрономического туризма. Татьяна Ривчун, директор Института развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, встретилась с Леонидом Гелибтерманом, президентом Международного эногастрономического центра, чтобы обсудить культуру и кухню Доминиканской Республики и другие «вкусные» темы.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить