«Остаётся лишь ждать, какой путь будет выбран правительством»

Фото: Glenn Carstens-Peters, Unsplash
Фото: Glenn Carstens-Peters, Unsplash

О дефиците кадров в креативных индустриях и привлечении в них инвестиций «Ъ» рассказал гендиректор Федерации креативных индустрий (ФКИ) Игорь Намаконов.

— Сколько отраслей вы относите к креативным индустриям? Какие это отрасли?

— Cвои проекты мы базируем на рубрикаторе ООН, в который входит 13 индустрий: IT, кино и ТВ, мода, дизайн, искусство, маркетинг, новые медиа, разработка игр и компьютерная графика, музыка и саунд-дизайн, архитектура, урбанистика, журналистика, и здесь добавляется гастрономия.

Но есть еще классификация большими группами. Их четыре — культурное наследие, основа на искусстве, индустрии современных медиа и прикладные индустрии (архитектура, мода, дизайн.— «Ъ»). Большой классификатор дает более широкий спектр развития, потому что креативные индустрии — это не статичная тема и сфера. Надо отталкиваться от понимания, что туда добавляется в зависимости от развития человеческого потенциала и идей.

— Что вы подразумеваете под «креативными индустриями»?

— Конечно, в первую очередь, что это тип экономики, ее сектор. Он основан на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности: научной, научно-технической, культурной. Ядром этой экономики выступают как раз креативные индустрии, а субъектом — креативные предприниматели.

Соответственно, задача — создавать условия для увеличения нематериальных активов и инструментов их капитализации и интеграции в рынок. Ярким примером стала в Москве программа получения кредитов под залог нематериальных активов.

— Когда возник дефицит специалистов в секторе?

— Он ощущается с 2023 года, с учетом того что возникла необходимость и создания центров развития в регионах, и организации внутриведомственных комитетов, отделов, которые позволяли бы темой заниматься предметно, а не по остаточному принципу. Отдельно стоит большой блок специалистов внутри рынка, связанный с управлением, продюсированием. Запрос на них растёт.

Авторов как было много, так и осталось. Но умение создать условия для их развития, дистрибуции, упаковки креативных продуктов составляет большую сложность. До сих пор не было отлаженного механизма подготовки таких кадров. И дефицит не снизится в 2024 году, поскольку подготовка кадров по управлению и продюсированию в отдельных направлениях занимает от двух до четырёх лет.

— Как должна регулироваться отрасль?

— В сфере управления по обороту прав на результаты творческой деятельности существует центр, который так и называется — РЦИС. Это форма общественно-государственной организации, созданной при участии рынка, профильных ведомств. Такую же структуру, которая управляет ключевыми вопросами и занимается развитием сектора, я вижу и с креативными индустриями. Остаётся лишь ждать, какой путь будет выбран правительством.

— Какие меры могли бы сделать отрасль более привлекательной для инвестиций?

— Мы должны понять, что приоритетные креативные индустрии каждого региона, исходя из наследия, существующей среды рыночной, уже являются доминирующими. На их основании и нужно выстраивать план активности, понимать лидеров, которые присутствуют на каждом из направлений. Нужно формировать центры развития, пока их недостаточно по стране, известно только о 17 центрах на всю Россию. Их количество должно расти.

Также необходимо активно внедрять повестку по защите прав и использованию нематериальных активов для увеличения капитализации. Важно развитие банковской системы, которая как раз могла бы быть направлена на формирование качественных продуктов для креативных предпринимателей под залог нематериальных активов.

Читайте также

«Песнь пророка» получила букеровскую премию

Победителем Букеровской премии по литературе 2023 года стала антиутопия Prophet Song («Песнь пророка») ирландца Пола Линча.

Необычные музеи: что посмотреть и попробовать на вкус

Подборка необычных музеев, которые стоит посетить, если хочется узнать что-то новое о привычных продуктах питания.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить