По общим вопросам
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
Королева минимализма, первая пуристка fashion-индустрии и «возможно, первая феминистка мира моды», как ее назвала Сьюзи Меркес в 2017 году. Кто такая Жиль Зандер? И как девушка из небольшого немецкого городка стала один из ключевых дизайнеров, оказавших влияние на минимализм?
Ещё в детстве Жиль Зандер почувствовала, что дизайн — её истинное призвание. Девушка жила в небольшом городе под названием Вессельбурен, неподалеку от Гамбурга, и шила наряды на всю свою семью. В 20 лет Зандер поступила в текстильную школу в Крефельде, а затем продолжила обучение в Калифорнийском университете. Здесь же, в Лос-Анджелесе, она начала карьеру в мире моды — стала ассистентом модного редактора. Однако после смерти отца Жиль вернулась в Германию, где ей пришлось временно отложить свои американские мечты.
На родине Жиль продолжила карьеру в fashion-журналистике, она писала статьи о моде для известных журналов — Brigitte, Constanze, Petra. В роли редактора отдела моды она активно участвовала в стилизации съёмок и давала дизайнерам советы, как представить одежду в наилучшем свете. Однажды её рекомендации так понравились одной компании, что ей предложили разработать для них коллекцию одежды. Этот момент стал поворотным в жизни Жиль. Именно тогда она окончательно поняла, чем должна заниматься.
В 1968 году, продав свой «Фольксваген-жук» и взяв кредит, Жиль открыла первый бутик в Гамбурге под названием Jil Sander. Там она стала выставлять не только работы известных дизайнеров, среди которых были Thierry Mugler и Sonia Rykiel, но и собственные творения.
Жиль Зандер на фоне первого бутика Jil Sander
Жиль Зандер в рекламе
В 1973 году Жиль Зандер представила первую коллекцию под своим брендом, а спустя 2 года дебютировала на Парижской неделе моды. Безграничные возможности, открытые перед ней, омрачались тем, что публика её не понимала. В то время в моде были яркие принты и разноцветные наряды, а Жиль предлагала минимализм. Однако это не поколебало веру дизайнера в собственные силы. Несмотря ни на что, Жиль Зандер продолжала идти вперёд и ждать своего часа, доказывая, что её стиль — не просто мода, а искусство, которым она собиралась делиться с миром.
В 1979 году Жиль открыла парфюмерную линейку Jil Sander, и стала первым немецким модельером, который начал выпускать духи. Первые ароматы были парными: женский цветочно-шипровый «Woman I» и древесно-пряный «Man I». Очень важно, что лицом рекламной кампании стала сама кутюрье. Этим Зандер хотела донести до покупателей, что она лично отвечает за качество продукта. В итоге парфюм обрёл популярность, а прибыль от продаж стала толчком для развития производства одежды.
В 1980 году Жиль Зандер была удостоена премии «Золотая нить» как один из лучших европейских дизайнеров, в том же году она получила приглашение преподавать класс моды в Высшей школе прикладного искусства в Вене, где сменила Карла Лагерфельда.
В 1985 году Зандер провела успешный показ в столице моды — Милане, став первым немецким дизайнером, удостоившимся такой чести. Середина 1980-х стала временем расцвета минимализма в мире моды. И Жиль Зандер, давно работающая в этом стиле, оказалась востребованной. Её идея естественной гармонии форм и линий тела вдохновила дизайнеров и публику, определяя направление моды 90-х. Строгие брючные костюмы и белые рубашки пришлись по вкусу эпохе феминизма и минимализма. Жиль стала одним из ключевых дизайнеров, оказавших влияние на развитие минималистского стиля.
Сегодня марку Jil Sander нередко называют самым феминистским брендом XX века. В его основу заложена идея о том, что женщине следует одеваться для себя, а не для мужчины. И делать это нужно хотя бы потому, что, если женщине будет комфортно в той одежде, что она носит, это придаст ей больше уверенности в себе, чем любой, пусть даже самый роскошный декор.
Бренд Jil Sander становился всё более популярным, а сама Жиль получила звание королевы минимализма. При этом сама дизайнер отказывалась от этого титула, называя свой стиль — пуризм (от англ. pure, чистый). Этот концепт, представленный еще в первых ее работах, до сих пор не выходит из моды. Последние годы в соцсетях завирусился тренд «clean girl aesthetics». Он вдохновлен идеей Жиль — ухоженная кожа, минимум декоративной косметики и простая, но стильная одежда.
Изначально авторский почерк Жиль был назван «onion style» / «стиль луковицы», поскольку в коллекциях бренда стала преобладать многослойность. Зандер сочетала простые элементы одежды в несколько слоев, создавая модные образы. Чистота форм и простота дизайна, интеллектуальный и экспериментальный дух — то, за что полюбили одежду Жиль Зандер. Вспоминая свои детские годы, Зандер заметила, что у неё всегда было обостренное чувство формы: даже куски хлеба, подаваемые дома к обеденному столу, по её просьбе нарезались по-особенному.
Прелесть Jil Sander в том, что дизайнеру удалось чётко выстроить свою целевую аудиторию: это независимые и успешные женщины, которые разделяли ценности Зандер, и, приходя в бутик бренда, всегда знали, что найдут там то, что им нужно. Это нейтральная цветовая гамма — белые, серые, чёрные, бежевые, коричневые и пастельные оттенки. Джемперы и платья с разнообразными вырезами, тренчи с поясом, синие брючные костюмы, а главное — идеальные белые рубашки. И никаких украшений и лишних аксессуаров. Жиль считает, что они отвлекают не только от одежды, но и от самого человека.
Грамотная работа с собственными ценностями и потребностями целевой аудитории привела Жиль к настоящему успеху. В 1993 году она открыла в Париже огромный флагманский бутик, который сравнивают с музеем современного искусства. А через два года ей вручили орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» за вклад в развитие немецкой моды. Модный дом Jil Sander строится на постоянном стремлении к совершенству, инновациям и вдохновению, которое Жиль Зандер вкладывала в каждую свою коллекцию.
В 1999 году бренд Jil Sander попал в поле зрение влиятельного модного дома Prada, который приобрёл 77% акций компании. Хотя Жиль сохранила пост креативного директора, все финансовые решения теперь принимал холдинг Prada — крупный модный конгломерат, диктующий свои правила в мире моды. В то время конгломераты стали неотъемлемой частью индустрии, объединяя под своей крышей множество брендов и дизайнеров. Они определяли тренды, глобализировали моду и инвестировали в инновации. Эти модные империи формировали целевую аудиторию, стилизовали марки, управляли маркетинговыми компаниями и расширяли географию воздействия. Для Жиль Зандер сделка с Prada была возможностью вывести бренд на мировой уровень, расширить ассортимент продукции и получить доступ к более масштабному производству.
К сожалению, ожидания Жиль не оправдались из-за конфликта с Патрицио Бертелли — мужем Миуччи Прады и исполнительным директором холдинга. Жиль, привыкшая к творческой свободе, столкнулась с разногласиями в подходе к управлению. Бертелли стремился расширять размерный ряд и экономить на материалах, в то время как Зандер ценила высокие стандарты и не соглашалась на компромиссы. Конфликт достиг апогея и всего через 6 месяцев, в 2000 году, Жиль покинула собственный бренд. На её место пришёл сербский дизайнер Милан Вукмирович. Однако дизайнеру не удалось прочувствовать философию бренда и потребности целевой аудитории. Убытки компании стали стремительно расти, всего за 2 года они достигли суммы в 30 миллионов евро.
Патрицио Бертелли удалось уговорить Жиль Зандер вернуться на прежний пост, однако сотрудничество снова продлилось недолго. Несмотря на успешное выравнивание финансовых показателей, в 2004 году новый конфликт с руководством вынудил Зандер вновь покинуть модный дом. На смену Жиль пришел талантливый дизайнер из Бельгии — Раф Симонс.
После ухода из собственного бренда Жиль начала сотрудничать с японским брендом одежды Uniqlo. Первая коллаборация состоялась в 2009 году, когда Жиль создала линию мужской и женской одежды «+J». Она сотрудничала с Uniqlo трижды, завершив свою последнюю коллекцию в 2021 году. В коллекцию осень-зима 2021 вошли вещи классических цветов — белого, чёрного, коричневого, темно-синего, красного.
«Эта осенне-зимняя коллекция фокусируется на уникальном стиле, удобных текстурах и роскошном тейлоринге в ответ на наше новое стремление к комфорту: изысканный дизайн, который удовлетворяет всех. Эта серия предлагает богатое разнообразие классических зимних предметов благодаря новому свободному крою и качественному тейлорингу», — рассказывала Жиль Зандер.
Эти коллаборации показали, что необязательно тратить много денег и покупать дорогие брендовые вещи, чтобы одеваться как «clean girl» или создать многослойные образы. Возможно, для Жиль это стало еще одним способом подчеркнуть, что её влияние в мире моды останется заметным, даже если на лейбле не будет стоять её имя.
И всё же в 2012 году 68-летняя Жиль снова вернулась в Jil Sander. Из-за этого Рафа Симонса достаточно внезапно уволили. Его последний показ был настолько трогательным, что дизайнер не смог сдержать слёз, а публика не переставала аплодировать.
Камбэк Жиль Зандер — как некогда Коко Шанель, вернувшейся на модную сцену примерно в том же возрасте после десятилетнего перерыва, — был впечатляющим. К сожалению, и в этот раз сотрудничество Жиль со своим же брендом было недолгим, хоть и ярким. После работы с Uniqlo, она привнесла в Jil Sander свежий японский дух. Создала три замечательные коллекции — цельные, хорошо продуманные и не менее лаконичные, чем в золотые времена минимализма. Но всего через два года по личным причинам Зандер вновь покинула бренд. На этот раз окончательно.
Жиль Зандер трижды уходила из собственного бренда и каждый раз ей приходилось искать замену. Как показывает практика, успешно возглавить бренд Jil Sander может только тот дизайнер, который не боится экспериментов. У него должна быть чёткая стратегия развития и смелость что-то менять, но в то же время он должен искренне разделять те ценности и философию, которые Зандер вложила в свой бренд. Таким был Раф Симонс. Он очень хорошо понял, какие смыслы Жиль вкладывала в свою одежду и продолжил в том же духе. В коллекциях всегда были любимые вещи клиентов, но от сезона к сезону Симонс старался усовершенствовать детали. Он внес свой вклад в бренд, добавляя к традиционным нейтральным цветам яркие оттенки и узоры, мраморный принт в осенне-зимней коллекции 2008 года или блестящие и переливающийся ткани в весенне-летней коллекции 2010 года. Особенно выделялась осенне-зимняя коллекция 2011 года, где преобладали наряды, украшенные цветами.
Сейчас бренд возглавляют супруги Люси и Люк Мейер — успешный дизайнерский дуэт. Они сделали из Jil Sander более концептуальный бренд, теперь это не просто синие брючные костюмы, которые женщины покупают для работы. Мейеры разделяют философию Жиль, но в то же время думают и о том, в каких направлениях её можно развивать. Они внедряют творчество в рекламные кампании, создают очень тонкие и вдумчивые коллаборации и не забывают об архивах. Например, они создали кейп-одеяло по мотивам платья-одеяла из осенней коллекции 1998 года.
Елизавета Менделеева
Студенты профиля «Запуск и управление медиастартапом» бакалавриата «Управление в креативных индустриях» Высшей школы экономики посетили офис VK — крупнейшей российской технологической компании.
1 и 2 декабря 2023 года в Тольятти пройдет Второй открытый фест-форум креативных индустрий LOCAL BRANDS 2023.
Направление обучения
Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.