Неизвестное искусство

Неизвестное искусство

Кто такие Роберт и Соня Делоне, что такое «психическая импровизация» и замёрзший свет? Рассказываем о пяти направлениях искусства, которые вы могли не знать.

Орфизм

Годы расцвета: 1910-е

Орфизм — это одно из течений в абстрактном искусстве начала XX века, созданное Робертом и Соней Делоне. Они считали, что основное в живописи — это не форма, как заявляли кубисты, а игра света и цвета.

В 1910-х годах французский поэт и критик Гийом Аполлинер придумал термин «орфизм» для описания творчества Роберта Делоне, Франтишека Купки, Фернана Леже, Франсиса Пикабиа и Марселя Дюшана. Это название отсылает к Орфею — мифическому поэту и музыканту Древней Греции, который своей лирой умиротворял диких зверей и двигал скалы и деревья. Аполлинер считал, что через свои картины эти художники соединяли живопись с музыкой.

Орфизм характеризуется абстрактностью, где сюжет отступает на второй план. Орфистская живопись сочетала в себе элементы фовизма (цвета), кубизма (фрагментированные плоскости) и футуризма (ощущение движения). Художник разбивал объект на геометрические фигуры, а затем хаотично собирал их в удивительные цветовые композиции на холсте. Стиль обращается к эмоциям, используя перекрывающиеся плоскости контрастных цветов и цветовые сочетания, основанные на теории цвета, известной как «Закон одновременного контраста цветов».

Владимир Баранов-Россине. «Каприччио», 1913
Владимир Баранов-Россине. «Каприччио», 1913
Соня Делоне. «Рынок в Миньо», 1915
Соня Делоне. «Рынок в Миньо», 1915
Франтишек Купка. «Фуга в двух цветах», 1912
Франтишек Купка. «Фуга в двух цветах», 1912

Известные представители: Роберт Делоне, Соня Делоне, Франтишек Купка, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Аристарх Лентулов, Владимир Баранов-Россине, Морган Рассел, Марсель Дюшан.

Ташизм

Годы расцвета: 1950-1960-е

В 1950-х годах во Франции зародилось направление в живописи под названием ташизм. Этот стиль получил свое название от французского слова «тache», что означает «пятно». Ташизм стал частью более широкого направления французской живописи послевоенного периода, известного как информализм.

Художники этого стиля отошли от геометрической абстракции в пользу интуитивных, инстинктивных форм самовыражения через произвольные абстрактные мазки в виде пятен и линий. Они использовали метод «психической импровизации», нанося на холст брызги краски и цветные пятна без строго заданного плана. Основной целью художников-ташистов было передать свои эмоции на поверхность картины, подчиняясь спонтанному творческому порыву.

Внутри ташизма можно различить два основных направления. «Абстрактный импрессионизм» — образная техника, при которой краски наносятся кистью, цветными штрихами или небольшими мазками. «Лирическая абстракция» — нефигуративная техника для которой характерны красочные брызги и капли.

Вольс. Картина «Всё кончено», 1947
Вольс. Картина «Всё кончено», 1947
Сэм Фрэнсис. Картина «За линией», 1957
Сэм Фрэнсис. Картина «За линией», 1957
Никола де Сталь. Картина «Красные бутылки», 1948
Никола де Сталь. Картина «Красные бутылки», 1948

Известные представители: Жан-Поль Риопель, Вольс, Жан Дюбюффе, Пьер Сулаж, Никола де Сталь, Ханс Хартунг, Герард Шнайдер, Серж Поляков, Жорж Матьё, Жан Мессажье.

Арте повера

Годы расцвета: 1960-1970е

Направление Арте повера зародилось в Италии в 1960-х годах и было названо «Бедным искусством» по предложению итальянского куратора и критика Джермано Челанта. Важным событием стала выставка 1967 года под названием «Arte Povera — Im Spazio» («Арте повера — в пространстве»), организованная им. Несмотря на относительно короткое существование, Арте повера стало одним из самых заметных художественных течений в послевоенной Европе.

Художники Арте повера активно противостояли капитализму и сложным концепциям других направлений искусства. Они предпочитали использовать доступные материалы, обращаться к природе и предлагать новые, неподвластные теориям и правилам способы творчества. Отличительной чертой их работы от таких течений, как минимализм, концептуализм и поп-арт, было стремление обратить внимание и взаимодействие человека с материальным миром, эстетика природных явлений и ремесленное мастерство.

Большинство мастеров этого направления в своем творчестве использовали простые и грубые материалы: мешковину, уголь, ткани, почву, воду, хлопок, стальные прутья, дерево и газеты. Их целью было вызвать у зрителя поэтический эффект и освободить его восприятие от обыденных концепций и идей.

Микеланджело Пистолетто. «Венера тряпичная», 1967
Микеланджело Пистолетто. «Венера тряпичная», 1967
Лучано Фабро
Лучано Фабро
Яннис Кунеллис. «Без названия». 1969
Яннис Кунеллис. «Без названия». 1969

Известные представители: Алигьеро Боэтти, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Джулио Паолини,  Пино Паскали, Микеланджело Пистолетто, Джан Карло Риккардо, Лучано Фабро.

Мадоннари

Годы расцвета: 2000-2010е

Мадоннари впервые появились в XVI веке в Италии. В Средние века во время религиозных праздников дороги и площади часто украшали изображениями Мадонны с младенцем Иисусом на руках. Такие рисунки называли мадоннари. Рисовали опилками, разноцветным песком и лепестками цветов.

Сегодня этим термином обозначают творчество художников, которые рисуют на асфальте. Объемные рисунки на асфальте — это особое направление стрит-арта, основанное на перспективе и обмане зрения. В XXI веке нанесение 3D-рисунков стало очень популярным. Работы художников живут недолго, поскольку чаще всего наносятся мелом, но производят сильное впечатление.

Джулиан Бивер
Джулиан Бивер
Николай Арндт
Николай Арндт
Курт Веннер
Курт Веннер
Дэвид Зинн
Дэвид Зинн

Известные представители современности: Курт Веннер , Эллис Галлахер, Джулиан Бивер  Дэвид Зинн, Джо Хилл, Николай Арндт.

Фризлайт

Годы расцвета: 2010е

Из всех направлений современного искусства фризлайт — одно из самых популярных. Если взять огонек, начать рисовать им узоры в воздухе и заснять это с большой выдержкой, то получится фото в стиле фризлайт (от англ. freeze light — замерзший свет). Такое название придумали российские фотографы и художники Артем Долгополов и Роман Пальченков для обозначения разнообразных техник рисования светом.

Существует два основных типа фризлайт-фотографии: статический и динамический. В первом случае фотографируют неподвижные подсвеченные объекты, а во втором изображение создается движущимся источником света. В зависимости от рисунка, можно выделить лайт-граффити (каллиграфические изображения) и лайт-дроуинг (полноценные рисунки различных стилей).

Брайан Мэтью Харт
Брайан Мэтью Харт
Майкл Босанко
Майкл Босанко
Уэс Уэйли
Уэс Уэйли

Известные представители: Артем Долгополов, Роман Пальченков, Тревор Уильямс, Майкл Босанко, Янне Парвиайнен, Кенси Гопель и Йенс Варнек, Уэс Уэйли.

Читайте также

Балтийский культурный форум - 2024

С 17 по 19 апреля в Калининграде прошёл 6-й Балтийский культурный форум. В работе форума приняли участие более более 600 участников и 100 спикеров. 

Итоги KazanForum 2024

19 мая в Казани завершился XV Международный экономический форум «Россия — исламский мир: KazanForum». В ряде сессий приняли участие эксперты Института развития креативных индустрий и Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить