Проектирование событий - взаимосвязь искусства и экономики

Фото: Bonnie Jo Mount
Фото: Bonnie Jo Mount
name

Эмма Васильева, дизайнер/автор и продюсер культурных проектов, член союза дизайнеров России, эксперт Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор профиля «Ивент-дизайн.Театр/Перформанс» Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор профиля «Ивент-дизайн и экономика впечатлений» бакалавриата «Управление в креативных индустриях»

«Меняющийся мир» 21 века прочно обосновался во всех сферах жизнедеятельности человека. Актуальность любой новости или события меняется так быстро, что не дает возможности осмыслить происходящее.

В такой реальности появляются и формируются новые отрасли креативной экономики, новые направления в дизайне. Ивент-дизайн не является исключением. Поиск эмоциональных позитивных стимулов жизни в вдохновении и новых впечатлениях ведет человека к опыту, создаваемому жанрами зрелищной культуры. За последнее десятилетие экономика впечатлений прочно стала полноценным сегментом глобальной экономики.

Ивент-дизайн как понятие появился не более 7 лет назад в узких кругах профессионалов, когда традиционные жанры зрелищной культуры и сферы творческой индустрии стали еще активнее проникать друг в друга. Сегодня под понятием «ивент-дизайн» подразумевается проектирование события от идеи визуального образа, атмосферы до приглашения, логистики, комфортности пребывания гостя в  пространстве этого события.

Ивент-дизайн как новое, перспективное и сложное направление нельзя описать ни рекламой, ни дизайном в целом, ни PR, ни арт-менеджментом.

В структуру понятия «ивент-дизайн» входят: дизайн-проектирование визуального образа/атмосферы события, психология, философия, айдентика персоны/бренда, графический дизайн, дизайн пространства и среды, саунд-дизайн. Обладая столь большим потенциалом влияния через художественные средства, ивент-дизайн начинает играть существенную роль в воспитании эстетического вкуса человека. Впечатления, эмоции, смыслы закладываются и остаются со зрителем большое количество времени. 

Изначально ивент - это публичное мероприятие, маркетинговый инструмент для продвижения бренда, его товаров и услуг во внутренней или внешней маркетинговой среде, либо праздничное, развлекательное мероприятие, обычно в сфере шоу-бизнеса, спорта и т. п. За последнее десятилетие ивент начинает рассматриваться как со-бытие, как совместное проживание и получение личного опыта-впечатления. 

Сегодня избирательная публика готова все больше рассматривать ивент, как продуманное арт-действие, с притягательной и незабываемой атмосферой. Исключительный факт, возможно, феномен ивента – это то, что поиск, выбор, разработка идеи и ее реальное воплощение происходит одномоментно, здесь и сейчас. 

Отличие ивент-дизайна от остальных форм зрелищной культуры в том, что проживание участниками-зрителями, а лучше его соучастниками, эмоционального воздействия происходит в настоящий конкретно происходящий момент и не повторяется, как в репертуарном действе. 

Важный аспект результата ивента - это изменение чувств человека в позитивную повестку. Поэтому сегодня создать художественный образ ивента невозможно без применения принципов и законов искусства, где применение чувственно-выразительных средств влияет на восприятие человека. Традиционные жанры искусства - театр, балет, мюзикл, оперетта, опера, симфонический концерт, изобразительное искусство и др. активно заходят на пространство ивент-индустрии, обновляя старые ценности и создавая новые конструкты в экономике впечатлений.

В связи с этим все чаще появляются ивенты, в которых разрабатывается в единой концепции: каждая деталь режиссуры, сценографии, визуальной графической коммуникации; организация гостей в пространстве; дизайн атмосферы в целом. Происходит развитие многообразных форм событий с учетом индивидуальных потребностей клиентов и вызовов времени культурного характера. 

Нужно отметить, что столь новаторская сфера дизайна еще не имеет установленных правил и сформировавшейся типологии форматов. По методике InterMedia к зрелищным мероприятиям в сфере культуры относятся три сегмента:

  • афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);
  • кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей);
  • неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.).

События классифицируют по различным критериям, ориентировочно сегодня можно обозначить более 150 типов и форм. В данном контексте можно перечислить некоторые из возможных направлений, которые совмещают признаки ивента и других механик зрелищной культуры. 

Одним из крупных сегментов являются деловые или бизнес-мероприятия, которые рассчитаны на продвижение компании или персоны среди клиентов, партнеров, инвесторов, потребителей. Главная цель этих ивентов -  продемонстрировать свои плюсы, презентовать продукт, в целом бренд/компанию/корпорацию и получить как можно больше новых клиентов, создать коллаборации с партнерами, заключить выгодные контракты и т. д. Сюда относятся брифинги, пресс-конференции, тед-конференции, питч-сессии, конференции, саммиты, симпозиумы, форумы, конгрессы, конкурсы, олимпиады, лекции, дискуссии, воркшопы, паблик-токи, хакатоны, марафоны, чемпионаты, олимпиады, кубки, турниры, ярмарки, презентации, премии, гала-ужины, приемы, аукционы и так далее.

Механика игры - изначально определенный и заданный набор правил и способов, реализующий интерактивное взаимодействие игрока и поле игры. Все множество игровых механик формирует конкретную реализацию игрового процесса, сейчас наблюдается явный переход игры в полноправный ивент, такой как проведение интеллектуальных игр, квизов, квестов, ролевых игр, диджей-батлов и др.

Большим сектором в экономике впечатлений являются события, направленные на получение впечатления от путешествий развлекательного, просветительского, спортивного, оздоровительного и иного характера, связанные с посещением каких-либо разовых или периодических мероприятий, природных событий, важных для определённой социальной группы, либо отдельных индивидов, к примеру, ретриты, аудиотуры, променады, перфо-экскурсии, экспедиции, йога-сеты, кэмпы, пикник-путешествия, дизайн-выходные и др.

Кастомизация и персонализация, как тренд креативной экономики, показывают развитие небольших ивентов, как непринужденные, небольшие встречи людей, друзей и знакомых, близкого круга, в основном для отдыха, развлечения, позитивных эмоций, нетворкинга, обмена опытом. К примеру, афтепати, коктейль-пати, гаражные вечеринки, дегустации, арт-встречи и т.д. 

Особое место для человека имеют дни торжества, установленные в честь какого-либо особо важного события, имеющие определенные традиции/обычаи/каноны, объединяющие людей для отдыха, расслабления, почитания, поздравления, эмоционального состояния, значимые для персоны или всей страны праздники, отмеченные в календаре определенной датой или временем года. Такие ивенты имеют разноплановый стилистический характер и долговременный эффект воздействия на человека как участника или зрителя. К примеру, выпускной, свадьба, юбилей, Новый год, инаугурация.

Арт-ивент соединяет пиар-стратегии и художественные практики через такие формы как представления, иммерсивные постановки, перформативные выставки, интерактивные выступления и другие мероприятия содержательного характера, основанные на воспроизведении и преобразовании действительности в художественных образах, которые способствуют развитию и продвижению лучших образцов и произведений искусства, формированию эстетических потребностей общества во времени. 

Микс-форматы ивентов - это спектакль-конференции, спектакль-платформы, инсталляции-перформансы, перформативные показы и выставки, перфо-лекции, арт-променады, рейвы, фестивали (искусства, архитектуры, дизайна, кино, театральные, световые, музыкальные, ленд-арта) и др. 

К отдельному сегменту можно отнести мероприятия общественной и культурной жизни с определенной спецификой развлекательного характера, не совпадающего с реальностью, имеющие постановочный характер и демонстрирующиеся публике, часто броско оформленные, экстравагантно подаваемые шоу-ивенты -  балы, маскарады, карнавалы, уличные шествия, парады, цирковые, спортивные, лазерно-световые, ледовые и другие иммерсивные шоу.

Сегодня ивент-индустрия, несомненно, имеет большие перспективы и ориентируется на мировые и российские тренды. В этой статье рассмотрены данные и проанализированы несколько интернет-платформ, объединены интервью с профессионалами индустрии и личный практический опыт работы в этой сфере.
На основе этого обзора предлагаются выводы и авторский взгляд на взаимосвязь культурно-общественных отношений и ивент-индустрии.

Влияние общественных процессов:

  • увеличение крупных корпораций/корпоративная культура/ тимбилдинг/корпоративный урбанизм
  • миграция большого количества деятелей зрелищной культуры
  • формирование культурной повестки государством/внимание к креативной индустрии
  • творчество как потребность и уход от реальности

Связь зрелищной культуры и ивент индустрия в РФ:

  • активность дизайн-деятельности в разных креативных сферах/областях/отраслях (туризм,образование, предпринимательство, архитектура, био отрасль, общественное питание,  локальные бренды, пром дизайн, мода, медиа, цифровые продукты/сервисы и др.)
  • подъем интереса к зрелищным событиям
  • увеличение рекламных/креативных/ивент-бюро под ЦА
  • расширение охвата ивент индустрии в экономике впечатлений
  • кризисные риски в экономике/увеличение денежных затрат на основную потребительскую корзину 

Особенности и точки роста ивент-индустрии:

  • широта охвата ивент-индустрии в экономике впечатлений
  • многообразие форм: от формальных  - “как привыкли” до любопытства – “что нового может быть?”
  • различия в требованиях разных поколений: от молчаливого поколения, родившегося в период с 1925 по 1944 год, до поколения A (альфа), появившегося на свет в период с 2011 года. Отсюда и спрос как на четко выверенную эстетику, так и на информационно-визуальный шум интернета.
  • искусственный интеллект дает одновременно избранность и упрощенность контента в ивент-сфере
  • синергия форматов (форматы, качество, количество)
  • микс: бизнес и арт-форматов, развитие в сторону персонализации/кастомизации ивентов 
  • потребность в историях/перформативности/персональности
  • сторителлинг и увеличение количества ивентов-презентаций
  • отсутствие или разрозненность терминологии, неточность коммуникации в ивент-индустрии

Важно осознавать, что в эти десятилетия мы живем с совершенно разными эстетическими и этическими запросами на впечатления по сравнению с поколением, выросшим в цифровую эпоху, и поколениями, к ней по-разному приспособившимися.

Такое  скоростное поколенческое слияние интересов и ценностей клиентов, участников, зрителей  происходит впервые в глобальном развитии человеческой культуры. 

Согласно результатам опросов молодёжи, более 65% респондентов считают, что уровень культурного досуга в современной России не снизился, а, напротив, повысился. Тридцать процентов молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет считают, что искусство не имеет ценности для их сверстников. И лишь пяти процентам из них совсем не интересно культурное образование. 

По данным свежего исследования компании «Ромир» в 2023 году россияне по сравнению с 2022 годом стали как минимум в два раза чаще ходить на выставки и в музеи, а число проданных билетов в этом сегменте за год выросло на 124%, по деньгам прирост составил 95%. По данным ВЦИОМ посещаемость театров за 30 лет практически не изменилась. Сегодня, как и раньше, треть россиян бывают на театральных постановках раз в год и чаще (1992 г. — 31%; 2022 г. — 36%). К примеру, в десятку самых популярных событий (без учета кинопремьер), на которые в 2023 году на витрине «Яндекс. Афиши» было продано больше всего билетов, вошли мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», выставки «Панк-культура. Король и Шут» в Москве и Санкт-Петербурге, «Искусство «Манга», Deep Inside / GHT, цирковые представления «КороЛЕВство» и «Акварель», концерт «Руки вверх!», постановка «Анна Каренина», а также симфоническая панк-сказка «Король и Шут».

Также, по данным «Яндекс. Афиши», в 2023 году в России было продано 194,7 тысячи билетов в цирки. В 2022 году через агрегатор было реализовано всего 112,8 тыс. билетов в цирки, а в 2019-м — лишь 50,8 тыс.

Сложно представить конкретные цифры, характеризующие актуальное состояние ивент-сферы. Однако можно с уверенностью сказать, что различные направления креативной экономики, включая экономику впечатлений, активно развиваются. Это заметно по росту спроса на услуги и по увеличению охвата этих направлений. Можно с уверенностью сказать, что ивент-индустрия  -  большой сегмент экономики впечатлений, имеющий все возможности для дальнейшего развития.

Читайте также

Заседание Экспертного совета по развитию креативной экономики

25 октября 2024 года состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию креативной экономики при комитете Государственной Думы по экономической политике. В работе заседания приняла участие Татьяна Всеволодовна Абанкина, член Экспертного совета, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Всероссийский форум «Развитие малых городов и исторических поселений»

С 24 по 26 августа в Калуге пройдёт Всероссийский форум «Развитие малых городов и исторических поселений» - одно из ключевых мероприятий формирования комфортной городской среды.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить