По общим вопросам
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
Эмма Васильева, дизайнер/автор и продюсер культурных проектов, член союза дизайнеров России, эксперт Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор профиля «Ивент-дизайн.Театр/Перформанс» Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор профиля «Ивент-дизайн и экономика впечатлений» бакалавриата «Управление в креативных индустриях»
«Меняющийся мир» 21 века прочно обосновался во всех сферах жизнедеятельности человека. Актуальность любой новости или события меняется так быстро, что не дает возможности осмыслить происходящее.
В такой реальности появляются и формируются новые отрасли креативной экономики, новые направления в дизайне. Ивент-дизайн не является исключением. Поиск эмоциональных позитивных стимулов жизни в вдохновении и новых впечатлениях ведет человека к опыту, создаваемому жанрами зрелищной культуры. За последнее десятилетие экономика впечатлений прочно стала полноценным сегментом глобальной экономики.
Ивент-дизайн как понятие появился не более 7 лет назад в узких кругах профессионалов, когда традиционные жанры зрелищной культуры и сферы творческой индустрии стали еще активнее проникать друг в друга. Сегодня под понятием «ивент-дизайн» подразумевается проектирование события от идеи визуального образа, атмосферы до приглашения, логистики, комфортности пребывания гостя в пространстве этого события.
Ивент-дизайн как новое, перспективное и сложное направление нельзя описать ни рекламой, ни дизайном в целом, ни PR, ни арт-менеджментом.
В структуру понятия «ивент-дизайн» входят: дизайн-проектирование визуального образа/атмосферы события, психология, философия, айдентика персоны/бренда, графический дизайн, дизайн пространства и среды, саунд-дизайн. Обладая столь большим потенциалом влияния через художественные средства, ивент-дизайн начинает играть существенную роль в воспитании эстетического вкуса человека. Впечатления, эмоции, смыслы закладываются и остаются со зрителем большое количество времени.
Изначально ивент - это публичное мероприятие, маркетинговый инструмент для продвижения бренда, его товаров и услуг во внутренней или внешней маркетинговой среде, либо праздничное, развлекательное мероприятие, обычно в сфере шоу-бизнеса, спорта и т. п. За последнее десятилетие ивент начинает рассматриваться как со-бытие, как совместное проживание и получение личного опыта-впечатления.
Сегодня избирательная публика готова все больше рассматривать ивент, как продуманное арт-действие, с притягательной и незабываемой атмосферой. Исключительный факт, возможно, феномен ивента – это то, что поиск, выбор, разработка идеи и ее реальное воплощение происходит одномоментно, здесь и сейчас.
Отличие ивент-дизайна от остальных форм зрелищной культуры в том, что проживание участниками-зрителями, а лучше его соучастниками, эмоционального воздействия происходит в настоящий конкретно происходящий момент и не повторяется, как в репертуарном действе.
Важный аспект результата ивента - это изменение чувств человека в позитивную повестку. Поэтому сегодня создать художественный образ ивента невозможно без применения принципов и законов искусства, где применение чувственно-выразительных средств влияет на восприятие человека. Традиционные жанры искусства - театр, балет, мюзикл, оперетта, опера, симфонический концерт, изобразительное искусство и др. активно заходят на пространство ивент-индустрии, обновляя старые ценности и создавая новые конструкты в экономике впечатлений.
В связи с этим все чаще появляются ивенты, в которых разрабатывается в единой концепции: каждая деталь режиссуры, сценографии, визуальной графической коммуникации; организация гостей в пространстве; дизайн атмосферы в целом. Происходит развитие многообразных форм событий с учетом индивидуальных потребностей клиентов и вызовов времени культурного характера.
Нужно отметить, что столь новаторская сфера дизайна еще не имеет установленных правил и сформировавшейся типологии форматов. По методике InterMedia к зрелищным мероприятиям в сфере культуры относятся три сегмента:
События классифицируют по различным критериям, ориентировочно сегодня можно обозначить более 150 типов и форм. В данном контексте можно перечислить некоторые из возможных направлений, которые совмещают признаки ивента и других механик зрелищной культуры.
Одним из крупных сегментов являются деловые или бизнес-мероприятия, которые рассчитаны на продвижение компании или персоны среди клиентов, партнеров, инвесторов, потребителей. Главная цель этих ивентов - продемонстрировать свои плюсы, презентовать продукт, в целом бренд/компанию/корпорацию и получить как можно больше новых клиентов, создать коллаборации с партнерами, заключить выгодные контракты и т. д. Сюда относятся брифинги, пресс-конференции, тед-конференции, питч-сессии, конференции, саммиты, симпозиумы, форумы, конгрессы, конкурсы, олимпиады, лекции, дискуссии, воркшопы, паблик-токи, хакатоны, марафоны, чемпионаты, олимпиады, кубки, турниры, ярмарки, презентации, премии, гала-ужины, приемы, аукционы и так далее.
Механика игры - изначально определенный и заданный набор правил и способов, реализующий интерактивное взаимодействие игрока и поле игры. Все множество игровых механик формирует конкретную реализацию игрового процесса, сейчас наблюдается явный переход игры в полноправный ивент, такой как проведение интеллектуальных игр, квизов, квестов, ролевых игр, диджей-батлов и др.
Большим сектором в экономике впечатлений являются события, направленные на получение впечатления от путешествий развлекательного, просветительского, спортивного, оздоровительного и иного характера, связанные с посещением каких-либо разовых или периодических мероприятий, природных событий, важных для определённой социальной группы, либо отдельных индивидов, к примеру, ретриты, аудиотуры, променады, перфо-экскурсии, экспедиции, йога-сеты, кэмпы, пикник-путешествия, дизайн-выходные и др.
Кастомизация и персонализация, как тренд креативной экономики, показывают развитие небольших ивентов, как непринужденные, небольшие встречи людей, друзей и знакомых, близкого круга, в основном для отдыха, развлечения, позитивных эмоций, нетворкинга, обмена опытом. К примеру, афтепати, коктейль-пати, гаражные вечеринки, дегустации, арт-встречи и т.д.
Особое место для человека имеют дни торжества, установленные в честь какого-либо особо важного события, имеющие определенные традиции/обычаи/каноны, объединяющие людей для отдыха, расслабления, почитания, поздравления, эмоционального состояния, значимые для персоны или всей страны праздники, отмеченные в календаре определенной датой или временем года. Такие ивенты имеют разноплановый стилистический характер и долговременный эффект воздействия на человека как участника или зрителя. К примеру, выпускной, свадьба, юбилей, Новый год, инаугурация.
Арт-ивент соединяет пиар-стратегии и художественные практики через такие формы как представления, иммерсивные постановки, перформативные выставки, интерактивные выступления и другие мероприятия содержательного характера, основанные на воспроизведении и преобразовании действительности в художественных образах, которые способствуют развитию и продвижению лучших образцов и произведений искусства, формированию эстетических потребностей общества во времени.
Микс-форматы ивентов - это спектакль-конференции, спектакль-платформы, инсталляции-перформансы, перформативные показы и выставки, перфо-лекции, арт-променады, рейвы, фестивали (искусства, архитектуры, дизайна, кино, театральные, световые, музыкальные, ленд-арта) и др.
К отдельному сегменту можно отнести мероприятия общественной и культурной жизни с определенной спецификой развлекательного характера, не совпадающего с реальностью, имеющие постановочный характер и демонстрирующиеся публике, часто броско оформленные, экстравагантно подаваемые шоу-ивенты - балы, маскарады, карнавалы, уличные шествия, парады, цирковые, спортивные, лазерно-световые, ледовые и другие иммерсивные шоу.
Сегодня ивент-индустрия, несомненно, имеет большие перспективы и ориентируется на мировые и российские тренды. В этой статье рассмотрены данные и проанализированы несколько интернет-платформ, объединены интервью с профессионалами индустрии и личный практический опыт работы в этой сфере.
На основе этого обзора предлагаются выводы и авторский взгляд на взаимосвязь культурно-общественных отношений и ивент-индустрии.
Важно осознавать, что в эти десятилетия мы живем с совершенно разными эстетическими и этическими запросами на впечатления по сравнению с поколением, выросшим в цифровую эпоху, и поколениями, к ней по-разному приспособившимися.
Такое скоростное поколенческое слияние интересов и ценностей клиентов, участников, зрителей происходит впервые в глобальном развитии человеческой культуры.
Согласно результатам опросов молодёжи, более 65% респондентов считают, что уровень культурного досуга в современной России не снизился, а, напротив, повысился. Тридцать процентов молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет считают, что искусство не имеет ценности для их сверстников. И лишь пяти процентам из них совсем не интересно культурное образование.
По данным свежего исследования компании «Ромир» в 2023 году россияне по сравнению с 2022 годом стали как минимум в два раза чаще ходить на выставки и в музеи, а число проданных билетов в этом сегменте за год выросло на 124%, по деньгам прирост составил 95%. По данным ВЦИОМ посещаемость театров за 30 лет практически не изменилась. Сегодня, как и раньше, треть россиян бывают на театральных постановках раз в год и чаще (1992 г. — 31%; 2022 г. — 36%). К примеру, в десятку самых популярных событий (без учета кинопремьер), на которые в 2023 году на витрине «Яндекс. Афиши» было продано больше всего билетов, вошли мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», выставки «Панк-культура. Король и Шут» в Москве и Санкт-Петербурге, «Искусство «Манга», Deep Inside / GHT, цирковые представления «КороЛЕВство» и «Акварель», концерт «Руки вверх!», постановка «Анна Каренина», а также симфоническая панк-сказка «Король и Шут».
Также, по данным «Яндекс. Афиши», в 2023 году в России было продано 194,7 тысячи билетов в цирки. В 2022 году через агрегатор было реализовано всего 112,8 тыс. билетов в цирки, а в 2019-м — лишь 50,8 тыс.
Сложно представить конкретные цифры, характеризующие актуальное состояние ивент-сферы. Однако можно с уверенностью сказать, что различные направления креативной экономики, включая экономику впечатлений, активно развиваются. Это заметно по росту спроса на услуги и по увеличению охвата этих направлений. Можно с уверенностью сказать, что ивент-индустрия - большой сегмент экономики впечатлений, имеющий все возможности для дальнейшего развития.
24 апреля 2024 года состоится круглый стол «Частные, общественные и государственные инициативы в развитии креативных индустрий».
Новый выпуск дайджеста Института развития креативных индустрий Creative.HSE Digest посвящён креативному образованию и десятилетию факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Направление обучения
Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.