По общим вопросам
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
За пять месяцев 2023 года российские кинотеатры собрали рекордную сумму - 16,7 миллиарда рублей. Это больше их ежегодных сборов в последние восемь лет. Но почти всю кассу сделали только два фильма - "Чебурашка" и "Вызов". Для того чтобы восполнить дефицит, образовавшийся с уходом Голливуда, требуется гораздо больше контента. И помочь в его создании могут регионы, считают эксперты отрасли. Например, Якутия уже вышла на третье место по производству фильмов после Москвы и Петербурга. На то, чтобы добиться этого, региону понадобилось 30 лет мощной поддержки отрасли. Сейчас там собираются строить современный кинопавильон с крупнейшим в России залом для виртуальных съемок.
Десять лет назад на съемках фильма "Левиафан" в Мурманской области 99 процентов участников съемочной группы были из Москвы и лишь один процент - местные. А при создании "Заполярного вальса" в 2022-м доля региональных специалистов составила уже четверть. Сегодня над некоторыми проектами крупных студий трудится до 80-90 процентов мурманского персонала.
Киноиндустрия в регионах РФ становится перспективной креативной отраслью. Важным организующим началом выступает Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК).
Например, в Мурманской области этим летом идут сьемки сразу восьми проектов - как местных фильмов, так и больших сериалов, которые покажут на стримингах. Если в советское время в регионе ежегодно снимали полторы картины, то теперь - 15 в год. Кинематографистам устраивают локейшен-туры по Заполярью с показом лучших мест для съемок и дают рибейты из регионального бюджета - компенсации 30 процентов расходов, понесенных на территории области.
Пионером в предоставлении кинорибейтов стала Калининградская область, где эта система заработала в 2017 году. Заявки рассматривает региональная кинокомиссия, отказов практически не бывает. Сначала кинематографистам компенсировали 20 процентов затрат. Сегодня они могут получить и 40-процентный кешбэк, если фильм вышел в широкий прокат, участвует в фестивалях и так далее.
Можно выделить 17 наиболее успешных компаний, производящих фильмы, из разных регионов России. Эти студии, не только владеют спецификой кинопроизводства в своих регионах, имеют успешно реализованные проекты, но и обладают опытом взаимодействия с крупнейшими отраслевыми грантодателями страны – Минкультуры России, ИРИ, ПФКИ и др. Многие из них в разные годы получили поддержку своих проектов на Питчингах дебютантов.
В Калининграде и Светлогорске при поддержке Минкультуры России, Правительства Калининградской области и Президентского фонда культурных инициатив состоялся Форум регионального кинематографа «Новый вектор». Мероприятие проводится с целью консолидации рынка регионального кинематографа, а именно: формирования стратегии и инструментов по созданию и развитию кинокластеров в России, поиска и презентации эффективных моделей работы региональных кинокомиссий, продюсерских компаний, образовательных проектов, технологических стартапов в новой экономической и технологической реальности, расширения практики децентрализации российского кинопроизводства.
Ключевым событием стала Конференция региональных кинокомиссий, организованная при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Мероприятия Конференции составят деловую программу форума. Ее участники изучат практики лучших отечественных кинематографий, обсудят проблемы и возможности развития киноотрасли в каждом представленном регионе, взаимодействие с международными партнерами, особенности информационного сопровождения проектов региональных кинематографистов и т.д. В рамках образовательной программы прошли семинары и мастер-классы представителей компаний «Приор», «ТелеАльянс», СТВ, а также РОСКИНО, Института развития интернета и ФПРК. Около 50 фильмов регионального производства, включая проекты, созданные при поддержке ФПРК, были бесплатно показаны в дни работы форума «Новый вектор» в Светлогорске.
Форум собрал на своей площадке около 200 экспертов киноотрасли из более чем 40 регионов России, а также Беларуси, Венгрии, Ирана, Италии, Кыргызстана, Узбекистана.
Технологические возможности киноиндустрии обсудили на Питчинге региональных стартапов – участники рассмотрели девять проектов цифровых решений, потенциально применимых в области кинопроизводства и медиапотребления. Лауреатами питчинга стали: LocationFinder – приложение с ИИ для поиска подходящих кинолокаций, IMSLATE – электронная кинохлопушка, генератор и ридер таймкода, «Метавселенная “Нейроны”» – анимационный образовательный контент для детей с открытым миром. В рамках форума были представлены новые мультимедийные проекты – «Кинокарта России» и «Русский док: история и современность», получившие поддержку АНО «Институт развития интернета».
В рамках федерального проекта «Придумано в России» на базе творческих вузов в 2022 году было создано 26 центров прототипирования.
Центры прототипирования выполняют важную работу, помогая привнести идеи в реальность. Это драйверы сектора креативных индустрий классической и цифровой экономики. В них можно создавать видеоигры, анимацию или 3D-модель сценической постановки.
В Центре прототипирования Казанского государственного института культуры, осуществляющем свою деятельность в здании Технопарка имени Башира Рамеева, были созданы демоверсии цифровых инновационных продуктов для студенческих стартапов. В Центре цифрового контента Алтайского государственного института культуры выполнены работы по архитектурно-дизайнерскому проектированию общественного пространства, арт-объекта и туристического комплекса. В Санкт-Петербурге на базе Государственного института кино и телевидения создан центр современных медиа и цифровой реставрации аудиовизуальных материалов. В Российском государственном институте сценических искусств появился центр прототипирования сценических постановок. Здесь самостоятельно можно будет спроектировать театральный проект — от создания 3D-модели спектакля до написания световой и звуковой партитуры всей сценической постановки.
По данным АСИ 4,7 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 7% от всех организаций приходится на креативные индустрии, 8,6 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 3,3% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии.
23,3 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 1,5% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 3,3% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
В Вологодской области создан «Вологодский областной информационно-аналитический центр культуры», целью которого является информационное сопровождение творческих инициатив, значимых для социокультурного развития области, и оказание методической помощи в их реализации.
В частности, Центр помогает соискателям грантов представить свои проекты на региональных и федеральных конкурсах. На сайте Центра создан информационный ресурс, который содержит полезную информацию о видах и порядке предоставления грантов в области культуры и искусства. Ресурс также объединяет сведения об успешно реализованных грантовых проектах с целью популяризации творческих инициатив и содержит дополнительные информационно-справочные материалы и интерактивные пользовательские сервисы, в частности, чек-листы по подготовке документов на конкурс Правительства Вологодской области.
В г. Череповец действует автономная некоммерческая организация Агентство Городского Развития. Основная цель АНО - поддержка предпринимательства. Это организация инфраструктуры развития бизнеса на муниципальном уровне, чья работа строится на основе механизма государственно-частного партнерства. Интересы крупного сектора экономики представляет ПАО «Северсталь», общественности и власти – мэрия города Череповца. Эти структуры являются учредителями Агентства.
В рамках деятельности Агентства создана первая в России бизнес-школа креативных индустрий - уникальный образовательный проект, направленный на увеличение доли молодых предпринимателей с развитым творческим мышлением, которые смогут реализоваться в творческой и предпринимательской деятельности, внося вклад в развитие культурно-досуговой сферы города. Участники проекта будут обучены основам создания и реализации бизнес-проектов в сфере креативных индустрий. Программа курса рассчитана не только на развитие предпринимательского потенциала, но и на погружение в историю народно-художественных промыслов края через исторический бренд «Красный ткач». Программа курса семинаров «Бизнес-школы креативных индустрий» рассчитана на 54 академических часа и содержит теоретические и практические занятия, а также бизнес-визиты к креативным предпринимателям.
В программе курса: построение креативной бизнес-модели 3.0, разработка маркетингового плана, практические инструменты по упаковке креативного продукта, IT-сервисы для креативных предпринимателей, креативное письмо - работающие рекламные тексты. SMM-продвижение креативного проекта - возможности социальных сетей Вконтакте, Инстаграм, принципы работы с дополнительными платформами: YouTube, Tik-tok, персональный бренд, финансовая, налоговая и правовая модель креативного бизнес-проекта, технология создания стильной презентации для инвестора, бизнес-партера, клиента, финансовый расчет проекта. Участники проекта получат компетенции по созданию и развитию новых проектов в области креативных индустрий, узнают о методах генерации бизнес-идей и алгоритму создания бизнес-проектов.
По данным АСИ, 3,8 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 7,5% от всех организаций приходится на креативные индустрии, 6,5 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 2,6% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии.
13,1 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 1% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 2,6% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
Липецкая область включилась в программу создания школ креативных индустрий. Администрацией Липецкой области 11 марта 2022 года было принято Постановление N 115 «О распределении субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на создание школ креативных индустрий, на 2022 год».
Галерея «Буксир» была открыта в Липецке в 2017 году. Цель галереи — стать точкой притяжения для творческих людей и активной молодежи, заметной площадкой современного искусства на карте России. Миссия галереи — это популяризация современного искусства, поддержка художников и просветительская деятельность. Галерея работает с российскими художниками и разными медиумами: живопись, графика, фотография, скульптура, перформанс, инсталляция, паблик-арт. На базе галереи проходят лекции, мастер-классы. С 2017 года проведено 600 образовательных событий, 42 выставки, которые посетили 135 тысяч человек. За 2022 год галерея реализовала два крупных проекта при поддержке Президентского фонда культурных инициатив: Школа цифрового искусства и Арт-резиденция креативного мышления. Оба проекта направлены на подростковую и молодежную аудиторию с целью приобщить их к современному искусству и научить мыслить креативно, создавая прикладные проекты.
Арт-резиденция «Место, где происходят чудеса» проходит в известном туристическом пространстве Липецкой области парке «Кудыкина гора». В 2023 году арт-резиденция предложила художникам интерпретировать сказки А.Н. Афанасьева в современные визуальные высказывания в виде крупноформатных или пространственных upcycle арт-объектов. Новыми смыслами территорию парка «Кудыкина гора» дополнят образы, созданные художниками на основе сказок: «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Хрустальная гора», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Волшебный конь», «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Вещий дуб», «Жар-птица», «Василиса-царевна» и других.
В основе арт-резиденции на территории парка «Кудыкина гора» лежит идея синтеза искусств в контексте современности. Для создания объектов современного искусства художникам было предложено использовать мусор, который собирается и сортируется на территории Кудыкиной горы, а также мусор, предоставленный партнером проекта.
Результатом арт-резиденции стало создание выставки и маршрут Walking Art, который является новым направлением в российском современном искусстве. Walking Art исследует поведение людей через эксперименты с пространством, с которым взаимодействуют посетители.
На территории парка в рамках Walking Art художники смогут обратить внимание посетителей на осознанное отношение к природе и экологичное потребление, и смогут показать, как можно дать мусору вторую жизнь. У посетителей парка и маршрута будет возможность провести целый день в исследовании объектов современного искусства на территории парка.
По данным АСИ 14,2 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 8,8% от всех организаций приходится на креативные индустрии, 28,7 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 3,7% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии.
334 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 5,8% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 3,7% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 12.05.2022 № 471-р «О развитии и поддержке творческих (креативных) индустрий в Нижегородской области» отмечено, что автономная некоммерческая организация «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий "Центр 800"» (по согласованию) в пределах своей уставной деятельности является ответственным исполнителем по реализации комплекса мер, направленных на развитие творческих (креативных) индустрий в Нижегородской области.
Создана региональная платформа «Центр 800» для создания институциональных условий для развития креативных индустрий по традиционным для Нижегородской области направлениям. К системным задачам относятся следующие: изменение законодательной базы, формирование нормативно-правового регулирования, каталогизация креативных индустрий, создание актуальных образовательных программ, расширение мер государственной и частной поддержки творческих единиц. «Центра 800» выступает в роли единого оператора государственной поддержки креативных индустрий по традиционным для Нижегородской области направлениям:
архитектура и дизайн, туризм, просвещение, гастрономия, культура и искусство, мода и ремесло.
Инструментами платформы являются:
Заповедные кварталы — это сообщество людей, которые возрождают историческую среду в Нижнем Новгороде. Они перезапускают квартал церкви Трёх Святителей — 28 исторических деревянных домов. Цель проекта — создать на базе старинного квартала культурно-туристический кластер в центре Нижнего Новгорода. Авторы проекта ценят историю своего города и считают, что старинным домам нужна новая жизнь и знают, как ее вдохнуть.
Алгоритм реализации проекта:
1. Ведется исследовательская деятельность. Собираются архивные данные, истории жителей, заметки и малоизвестные факты. В квартале когда-то жили Горький и Короленко, с балкона одного из домов пел Шаляпин. Бывали Чехов, Немирович-Данченко и Леонид Андреев. Люди, архитектура, среда, детали быта и искусство прошлого — все это помогает создавать актуальные культурные продукты и события сегодня.
2. Популяризируется наследие. В старинном городском квартале проводятся культурные события: фестивали, концерты, выставки, экскурсии, которые за год посетили более 70 000 человек.
3. Восстанавливается среда. Для того чтобы вычеркнутый из контекста современной жизни городской квартал стал местом, куда хочется возвращаться, необходимо создать комфортную и дружелюбную среду. В квартале реставрируют деревянные дома, благоустраивают усадебные сады и территорию, восстанавливают исторические детали. С каждым годом уникальный квартал преображается, и во многом это заслуга нижегородцев, любящих свой город.
По данным АСИ 2,4 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 8,7% от всех организаций приходится на креативные индустрии, 2,2 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 1,6% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии.
4,5 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 1,1% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 1,6% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
В регионе действует Закон Новгородской области от 28 февраля 2023 года N 280-ОЗ «О креативных (творческих) индустриях в Новгородской области (в редакции Областного закона Новгородской области от 29.05.2023 N 341-ОЗ)», который закрепил следующие цели:
1) обеспечение высоких темпов роста несырьевых отраслей экономики Новгородской области;
2) развитие предпринимательского, культурного и туристского потенциала Новгородской области;
3) сохранение в Новгородской области идентичности культурных ценностей;
4) создание в Новгородской области условий для самореализации и развития талантов, достойного, эффективного труда через развитие творческого (креативного) предпринимательства.
В Новгороде создан Фонд развития креативной экономики. Фонд создан и функционирует при содействии Правительства Новгородской области с целью развития креативных индустрий на территории Новгородского региона путем поддержки на старте проектов в этой области. Любой из проектов в рамках креативных индустрий может претендовать на грант этого Фонда в случае перспектив экономической устойчивости. Максимальный размер одного гранта – 300 тысяч рублей. Кроме того, Фонд оказывает комплексную поддержку предпринимателям из сферы креативных индустрий. Эксперты фонда предоставляют консультации предпринимателям по развитию маркетинга, финансам и управлению.
Примером успешной работы Фонда может быть новый авторский сувенир от грантополучателя НФРКЭ «Новгородские забавы», который поступил в продажу в туристическом центре «Красная изба». Новым сувениром стала игра «Новгородский Торг». Это авторская настольная игра, которая перенесет игроков во времена купеческой России 15 века.
По данным АСИ 18 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 8,3% от всех организаций края приходится на креативные индустрии, 32,3 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 5,4% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии. 117 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 2,8% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 5,4% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
Концепция развития креативных индустрий утверждена в Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от 08 июня 2021 года N 212-п. Документ определяет основные направления развития:
Предусматривается, что реализация Концепции осуществляется путем разработки программ, планов («дорожных карт»), мероприятий и отдельных проектов. Мероприятия, направленные на реализацию Концепции, учитываются при формировании и корректировке государственных программ Новосибирской области, региональных проектов (программ). Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию государственных программ Новосибирской области, грантовой поддержки, а также за счет внебюджетных источников.
В сфере креативных индустрий к приоритетным отнесены проекты: анимационного кластера, медиа-парка с центром производства продукции, технологий и ПО, арт-резиденций с центрами коллективного пользования по производству ремесленной, гастрономической, интеллектуальной продукции и услуг, проекта «Мотив Сибири». Также предполагается создание креативных кластеров на пустующих и ветхих территориях города Новосибирска и проекта «Музей науки (музей географии)».
Центр креативных индустрий (ГБУК НСО «ЦКИ») создан Правительством Новосибирской области и Министерством культуры Новосибирской области. ЦКИ предлагает комплекс мер поддержки для креативных индустрий:
Одно из направлений работы Центра — инвестиционная поддержка и развитие креативного предпринимательства, в частности разрабатываются бизнес-концепции для развития региональных брендов, отражающих идентичность региона, адаптируются изделия народных художественных промыслов, просвещаются горожане лекциями о креативных индустриях в образовательном проекте — креативная лаборатория «Сообщество», развивается сообщество креативных талантов.
Центр развивает туристическую привлекательность Рязанского региона через восстановление объектов культурного наследия и развитие локальных туристических брендов, которые отражают культурную и историческую идентичность Рязани и области, а также подчёркивают «память места». Цель — показать гостям региона уникальность Рязанской земли через одежду и аксессуары рязанских брендов, уникальные гастрономические блюда, оригинальную сувенирную продукцию, архитектурную и культурную идентичность, этнические мотивы и не только.
Для того, чтобы сотрудничество было более полезным для креативного предпринимательства в сфере развития туристической привлекательности, обеспечивается поддержка в следующих направлениях:
ЦКИ ведет информационный портал «Фокус», где представлены актуальные новости креативной сферы, информация о творческих конкурсах и фестивалях, деятелях креативных индустрий. Также в ведении ЦКИ есть кинозал «Синема», где можно не только посмотреть кино, но и организовать закрытый кинопоказ, арендовать под своё мероприятие, устроить фотосессию.
Согласно заявке, специалисты ЦКИ подбирают события и консультации, включая мастер-классы, консультации эксперта по монетизации творчества, семинары по монетизации искусства, возможности коллаборации.
Министерство культуры Новосибирской области и Центр креативных индустрий в целях развития и популяризации креативных индустрий в Новосибирской области в 2023 провели конкурс проектов в сфере креативных индустрий Новосибирской области.
Конкурс проводился в направлениях:
По итогам конкурса лучшие проекты получили возможность:
По данным АСИ 11,7 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 8,5% от всех организаций области приходится на креативные индустрии, 20,6 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 3,5% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии. 72,9 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 2,5% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 3,5% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
Действует рабочая группа по развитию креативной экономики, созданная в 2022 году при Совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата.
В Пермском крае сформирована Гильдия креативных индустрий Пермской ТПП.
Фонд грантов губернатора Пермского края поддерживает проекты в сфере креативных проекты в рамках грантового направления «Развитие креативных индустрий». В первом конкурсе 2023 года АНО Проектно-консультативный центр «Практикум» одержал победу с проектом «Лаборатория креативных команд «Тур-практикум». Проект направлен на вовлечение территориальной общественности в формирование креативных команд, использующих туристские технологии для эффективного территориального развития. В рамках проекта планируется проводить сессии по следующим основным тематическим трекам:
Предприятия креативных индустрий пользуются мерами в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства в части получения субсидии на возмещение части затрат, включения в реестр социальных предприятий.
В 2023 Пермский центр «Мой бизнес» провел серию встреч с предпринимателями Перми и Пермского края «Придумано в Перми» по направлениям:
Целями встреч с единомышленниками являются формирование сообщества представителей креативных индустрий в Пермском крае, создание новой платформы для коммуникации, участие в диалоге о возможностях, перспективах и барьерах отрасли, карте ресурсов и мер поддержки. Итоги встреч планируют использовать для формирования «Концепции развития креативных индустрий в Пермском крае».
По данным АСИ 17,6 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 8,6% от всех организаций края приходится на креативные индустрии, 38,3 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 4,1% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии. 142 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 2,4% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 4,1% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
Организационный механизм
Фонд «Институт развития городов Республики Татарстан» был создан в 2016 году. Основные направления деятельности:
В своей работе Фонд опирается на ряд принципов: вовлечение горожан, формирование профессионального сообщества местных специалистов; взаимодействие с представителями локального бизнеса; развитие местных производств.
Интересен опыт арт-резиденции RE’ACTOR. Бренд разработал проект бесплатной программы поддержки творческих деятелей, получивший поддержку Президентского фонда культурных инициатив. RE’ACTOR EDUCATION — это образовательный акселератор для творческих деятелей от 18 до 35 лет, которые создают или хотят создавать творческие и креативные продукты. Резидент получает возможность реализовать свои идеи до готового прототипа, творческого продукта или креативного бизнеса. В 2022 году программа реализовывалась по направлениям: музыка, цифровой медиаконтент, мода и дизайн, современное искусство, поэзия. Каждое направление для участника предоставляет возможности бесплатного обучения с актуальной информацией по направлению, ресурсной и экспертной поддержки для улучшения творческого продукта, комьюнити, продюсирования, трудоустройства / получения призов / грантов / ресурсов / развития.
Штаб. Резиденция креативных индустрий - креативное пространство и коворкинг в Казани также реализует программу поддержки городских проектов. Желающие имеют возможность бесплатно провести свое событие на площадке «Штаба». Программа поддержки городских проектов была запущена в середине ноября 2022 года. За это время в рамках программы были проведены: Open Talk от казанской промо-группы Plombir, воркшоп по интуитивным танцам от Mk.tancy.kzn, дискуссию о донорстве органов с Donate Life Russia, а также новогодний фримаркет с фестивалем разумного потребления «КультТорг».
Программа дает возможность представителям креативных сообществ Казани и Татарстана провести событие на площадке «Штаба» и получить информационную поддержку. Участие могут принять проекты в сфере городского предпринимательства, образования, IT, digital, искусства, маркетинга, дизайна и моды. А еще культурные институции, урбанистические и экосообщества, гастропроекты, архитектурные бюро и молодые промо-группы.
По данным АСИ, 1,8 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 8,3% от всех организаций края приходится на креативные индустрии, 1,3 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 1,2% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии. 2,1 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 0,8% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 1,2% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
Постановлением Президиума Правительства Хакасии от 21 января 2022 года N 07-п утверждена межведомственная рабочая группа по развитию креативных индустрий. Приказами регионального Минкультуры утвержден состав Координационного совета по креативным индустриям, его положение, план по реализации концепции творческих (креативных) индустрий в Хакасии на 2023 год. В настоящее время на согласовании находится закон о регулировании некоторых вопросов в сфере развития и поддержки креативных индустрий в Республике Хакасия.
Прорабатывается вопрос об объявлении в республике 2024 года Годом креативных индустрий. Определены виды экономической деятельности, относящиеся к креативным индустриям в Хакасии. В приоритете производство кино, анимационной и иной видеопродукции, мода, музыка и саунд-дизайн, гастрономия, декоративно-прикладное искусство.
В Республике Хакасия регулярно проводится Республиканский конкурс проектов в области креативных индустрий. В 2023 году республиканский конкурс проводился во второй раз, сумма для выдачи грантов по сравнению с предыдущим годом выросла с 4,9 млн до 15 млн. Участниками могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые.
Целями конкурса являются поиск и отбор перспективных проектов в области творческих (креативных) индустрий на территории Республики Хакасия, обладающих экономической ценностью, выявление и сопровождение лучших проектов области творческих (креативных) индустрий, направленных на развитие креативного потенциала Республики Хакасия, повышение престижа и популяризация предпринимательства, улучшение делового и предпринимательского климата.
К участию принимаются проекты по направлениям творческих (креативных) индустрий, упомянутых в концепции развития творческих (креативных) индустрий Российской Федерации:
Победители конкурса получат гранты на реализацию своих проектов на приобретение основных средств, необходимых для реализации проекта, аренду / ремонт нежилого помещения, обучение, стажировку и другие направления расходов по проекту в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 07.09.2022 № 542 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки в виде грантов победителям республиканского конкурса проектов в области творческих (креативных) индустрий, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства» (в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 21.03.2023 N 206).
По данным АСИ, 4,7 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 8,5% от всех организаций края приходится на креативные индустрии, 6,8 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 2,8% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии.
15,2 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 1,7% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 2,8% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
В 2021 году Министерством культуры Рязанской области, Министерством экономического развития Рязанской области и Акционерным обществом «Корпорация развития Рязанской области» создана Автономная некоммерческая организация «Центр развития креативных индустрий» (ЦРКИ) (https://cdci.ru).
В числе задач ЦРКИ:
В настоящее время в портфеле ЦРКИ два проекта:
Проект развития Торгового городка – ревалоризация (использование исторического здания в современности зачастую с появлением нового применения) объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Рязанская областная сельскохозяйственная, промышленная, строительная выставка и Дом юннатов с садом» — известного для рязанцев под названием Торговый городок с целью формирования пространства резиденции рязанских брендов и центра притяжения для горожан и туристов. Первые результаты работ по восстановлению и интерпретации Торгового городка посетители увидели 1 июня 2023 года.
Креативная лаборатория «СООБЩЕСТВО» – площадка по обсуждению креативных проектов и перспектив развития креативных индустрий в области. На площадке лаборатории было организовано, например, обсуждение зеленой зоны в агропроме на территории бывшей военной части. Прошел нетворкинг SMM-специалистов, архитекторов, дизайнеров, специалистов по Tilda и активных горожан знакомились. Проходят открытые лекции по актуальным вопросам креативного предпринимательства.
ЦРКИ принимает участие в разработке новых проектов. В частности, результаты градостроительного анализа, исследования конкурентного окружения, рынка туристических и гастрономических сервисов легли в планировочных, интерьерных решений, а также функционального наполнения пространства для предпроектной концепции развития бывшего хлебозавода №1.
Специалисты ЦРКИ работают совместно с предприятиями НХП над созданием современных локальных брендов на основе продукции народных художественных промыслов Рязанской области, а также их маркетинговым сопровождением.
Стажировки для студентов, обучающихся по направлениям креативных индустрий, помогают решать отдельные задачи, в частности разработки навигационной системы для городского общественного пространства; фирменного стиля для маркетинговых каналов предприятия народного художественного промысла; современного продукта на основе народного художественного промысла.
По данным АСИ, 5,7 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 8,2% от всех организаций края приходится на креативные индустрии, 7,4 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 2,2% от всей численности сотрудников края приходится на креативные индустрии. 38,1 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 2,3% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 2,2% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
В 2021 году губернатор Хабаровского края и «Союзмультфильм» подписали меморандум о развитии производства анимационных фильмов на территории Хабаровского края, который предполагал создание среды для развития анимационного производства, организацию профильного профессионального образования с разработкой соответствующих программ, а также проведение тематических культурных мероприятий.
Интересные кейсы поддержки креативных индустрий. Общественная организация «Развитие анимационного искусства» с 2021 года реализует проект «Анимационный кластер Хабаровского края», получивший поддержку первого конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Проект создания Анимационного кластера в Хабаровском краем стал победителем первого конкурса в 2021 году ПФКИ и получил в качестве гранта более 20 млн рублей при общей стоимости идеи более 46 млн рублей.
По результатам формирования кластера:
детские студии анимации приступили к обучению детей с января 2022, также 19 студий детской анимации в 8 районах Хабаровского края получили оборудование;
студии анимации для профессионального обучения, в рамках которых преподаватели вузов и колледжей, аниматоры профессиональных студий проходят профессиональную переподготовку, а в 5 учебных учреждениях края СПО и ВО оборудованы кабинеты для занятия компьютерной анимацией;
проходит организация мероприятий, фестивалей, конкурсов.
В рамках кластера активно формируются коллаборации. Мерч от «Анимационной студии Мечталёт», резидента и активного участника создания кластера, - школьные рюкзаки с героями мультсериала «Спина к спине» по региональной акции «Подарок первокласснику» вручают выпускникам детского сада.
На интернет-площадке кластера под названием «Картунизация Хабаровского края» и в социальных сетях проекта публикуются новости о разнообразных мероприятиях и интеграции кластера в развитие креативных индустрий Хабаровского края.
По данным АСИ, 2,2 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 7,7% от всех организаций приходится на креативные индустрии, 2 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 1,5% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии.
3,8 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 1,2% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 1,5% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
В Псковской области создается рабочая группа по развитию креативных индустрий в регионе. Рабочая группа займётся разработкой стратегии развития креативных индустрий в регионе, управлением планирования, координацией и систематизацией существующего и нового опыта в этой сфере. В настоящее время накоплен существенный опыт поддержки развития креативных индустрий, в частности, активно реализуются проекты в этой сфере: проведено более 50 образовательных мероприятий для более чем 200 участников различных креативных индустрий региона, в частности с молодежной аудиторией, создан центр поддержки одарённых детей. За пять лет благоустроено 549 общественных территорий.
В Псковской области изучение креативного потенциала среды проводилось с помощью проекта «Креатон-Хакатон». В экспертную группу вошли специалисты сферы стратегического консалтинга и развития креативной среды, аналитики по изучению социокультурных процессов под руководством директора АНО «Креативная экономика» Елены Гребеневой и директора Федерации креативных индустрий Игоря М. Намаконова.
На презентации были представлены результаты экспедиций, целью которых был поиск уникальных людей и продуктов, которые могут стать точкой притяжения и идентификации для каждого населенного пункта, участвующего в проекте: Середка, Печоры, Палкино, Пушкинские горы, Усвяты, Себеж, Порхов. Экспедицию сопровождала документальная группа, которая фиксировала исследовательский путь, людей и их истории.
По итогам исследования креативного потенциала территорий был предложен концепт развития сельских поселений Псковщины – «Псковский креативный путь» и три его главные составляющие - люди, пространство и интеллектуальная собственность.
Для всех 7 территорий была представлена информация о выявленных уникальных креативных продуктах и людях, обозначены сильные стороны, предложения и идеи по брендированию, которые могут лечь в основу их развития. У каждой территории был сформирован свой особенный сценарий развития.
На втором этапе проекта молодые специалисты во главе с профессиональными кураторами (ведущими архитекторами и урбанистами) сформировали принципы пространственного развития 7 пилотных территорий и комплексно проработали эскиз-концепцию одной из анализируемых территорий.
По данным АСИ, 6,9 тыс. организаций задействовано в креативных индустриях региона, 9,3% от всех организаций приходится на креативные индустрии, 8,2 тыс. чел. среднесписочная численность работников организаций креативных индустрий региона, 4,2% от всей численности сотрудников приходится на креативные индустрии.
26,4 млрд. руб. составляет выручка организаций креативных индустрий региона, 1,7% от суммарной выручки всех организаций приходится на креативные индустрии, 4,2% составляет приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП.
В 2022 году регион присоединился к проекту создания школ креативных индустрий. Правительством Калининградской области было принято Постановление от 25 марта 2022 года N 142 «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2022 году из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области на создание школ креативных индустрий».
В регионе действует Фонд креативных индустрий Калининградской области «Креспектива», созданный при поддержке правительства Калининградской области с целью развития креативной экономики и креативного предпринимательства в регионе. Ключевые направления работы Фонда по поддержке креативных индустрий - геймдев, мода, дизайн, кино, архитектура и любые другие виды изобразительного искусства.
«Креспектива» проводит консультации, реализует образовательные программы, информационную поддержку, круглые столы и исследования в сфере креативных индустрий, объединяя тем самым специалистов из разных областей знаний и ускоряя процессы развития креативной экономики в регионе. На сайте организации заявлено, что все, что происходит «созвучно локальной идентичности и креативной специфике региона».
Интересные кейсы поддержки креативных индустрий. Очевидный фокус усилий по поддержке креативных индустрий – продюсирование креативных продуктов и формирование креативных комьюнити. Среди наиболее ярких проектов:
14 ноября Московский международный фестиваль рекламы Red Apple вновь организует День контента и креатива в рамках восьмого Национального рекламного форума.
Как вести популярный блог? Как привлекать аудиторию? Какой контент собирает больше просмотров? И зачем нужны групповые туры? На эти вопросы студентке профиля «Запуск и управление медиастартапом» Дарье Кострюковой ответила тревел-блогер Яна Аюнц, автор блога «С РЮКЗАКОМ ПО РОССИИ».
Направление обучения
Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.