По общим вопросам
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
28 января 2025 года в «Комсомольской правде» состоялся круглый стол «Тренды развития гастрономии и гастродипломатии». В его работе приняла участие Наталья Логутова, заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.
«Гастрономия, которая недавно официально стала одной из креативных индустрий в нашей стране, играет важную роль в сфере туризма и гостеприимства, способствует повышению узнаваемости и привлекательности территорий, и несомненно несет свой вклад выстраивание диалога между культур внутри страны и за рубежом.
Если говорить о гастрономии в структуре наших образовательных программ, то мы понимаем, что прямо или косвенно гастрономия становится частью всех наших профилей.
Если говорить о нашей экспертизе, научно-исследовательской и проектной деятельности, то здесь мы видим гастрономию как потенциальный источник формирования новых брендов на базе локальных культурных кодов.
Наша задача, обеспечить экспертизу и создать условия для обучения специалистов, которые могут заниматься развитием и продвижение брендов в области гастрономии с предварительным изучением контекста, с пониманием традиций и того, как их «упаковать» в современные и востребованные форматы и продукты.
Именно такие продукты будут способствовать повышению известности и узнаваемости, популяризации не только самих гастрономических продуктов, в том числе оригинального происхождения, но и локаций. Связка локальных культурных кодов с современными продуктами и в гастрономии будет способствовать продвижению территорий через локальные продукты, кухню, гастросувениры, будет создавать новые места притяжения и события», - рассказала Наталья.
Термин «гастродипломатия» вошел в широкий обиход с начала 2000-х годов после публикации статьи в The Economist о программе Global Thai. С целью продвижения национальной кухни за рубежом правительство Таиланда предложило финансовые стимулы представителям бизнес-сообщества.
- Гастродипломатия, как подраздел публичной дипломатии, стремится изменить восприятие страны гражданами и иностранцами и предполагает, что имиджем или брендом страны можно управлять, чтобы получить расположение общественности, - отметил программный директор Клуба Vostok Сергей Рыбаков. - От государственных приёмов в Кремле до тестирования блюд уникальной региональной кухни - еда всегда играет ведущую роль. То, как мы получаем понимание новых культур, людей и традиций, начинается с преломления хлеба, и это уже научно доказано.
Гастродипломатия, становясь все более влиятельной формой публичной дипломатии, демонстрирует «мягкую» силу для решения некоторых проблем, с которыми сталкиваются люди — от решения семейных и бизнес-вопросов до проблематики изменения климата и предотвращения глобальных конфликтов.
ЗАКОННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Основоположником современной гастродипломатии в России заслуженно считают президента Международного эногастрономического центра, председателя комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии, директора Центра гастродипломатии РАНХиГС Леонида Гелибтермана. По его мнению, гастродипломатия – это комплексная программа, которая направлена на изменение имиджа страны или региона, его позиционирование с помощью национальной или региональной кухни.
- У нас в стране это явление сравнительно новое, вот уже три года в РАНХиГС существует учебная программа (68 часов) для студентов третьего курса факультета международных отношений, - сказал эксперт. - В вузе в прошлом году был создан Центр гастродипломатии, одна из задач которого является разработка национальной стратегии в этой области.
По словам эксперта, больше 30 стран мира имеют государственные программы или проекты, которые посвящены гастродипломатии. Среди мировых лидеров гастродипломатии как крупные развитые страны, так и небольшие государства, например Доминиканская Республика.
- Одной из целей властей Доминиканской Республики – вернуть российских туристов в страну, - продолжил Леонид Гелибтерман. - И основной идеей стратегического плана выбрано продвижение национальной кухни в России. В прошлом году МИД страны даже профинансировало приезд известных доминиканских шеф-повара и шеф-кондитера в Россию. Обладая огромным гастрономическим наследием от Чукотки и Камчатки до Калининграда, Российская Федерация может занять более активную и содержательную позицию в этом вопросе. В том числе путем создания региональных центров гастродипломатии. Многочисленная команда талантливых шеф-поваров, производителей продуктов питания и напитков, маркетологов, журналистов, рестораторов и отельеров, деятелей культуры нашей страны каждый день работает над созданием национального продукта, который может и должен привлекать иностранных туристов. Уверен, что при поддержке федеральных и региональных органов власти отечественная гастродипломатия в ближайшее время займет свое достойное место в национальной стратегии развития.
БАЛТИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА ГАСТРОНОМИИ
Да-да, это тоже про гастрономию. Дом Балтийской Высшей Школы Гастрономии торжественно открылся на прошлой неделе в Калининграде. О том, как стало возможно такое событие, рассказала первый проректор Калининградского государственного технического университета (КГТУ), кандидат социологических наук Оксана Огий. Оказывается, этому предшествовало несколько лет кропотливой работы.
- Инициатива создания Школы пришла от ресторанного бизнеса. Мы в университете решили, что технология общественного питания – это не только про еду, но и про продвижение региона, про стиль и дух территории, про формирование новой идентичности и представление страны на международном уровне как чего-то уникального, - раскрыла подробности Оксана Огий. - Совместно мы разработал уникальную программу обучения в рамках бакалавриата. Две недели студенты проводят в университете, две следующие - в команде рестораторов и шеф-поваров для отработки и получения практических навыков.
По словам первого проректора КГТУ, настроить такой учебный процесс было сложно, но интересно. Как итог, университет стал понимать, что конкретно нужно ресторанной индустрии и куда нужно двигаться дальше. Так с 2020 года и начала работать Балтийская Высшая Школа Гастрономии.
- Вместе с нами в регионе подросла и индустрия сервиса и гостеприимства, - подчеркнула Оксана Огий. - Этот симбиоз оказался весьма удачным. Следующий наш шаг – определение понятия «балтийская кухня» как местного феномена, с которым нужно активно работать и продвигать. Сегодня мы участвуем во всех процессах, представляя «балтийскую кухню» на разных федеральных мероприятиях. 24 января мы торжественно открыли новый Дом Балтийской Высшей Школы Гастрономии с современными аудиториями и лабораториями, создали удобные пространства науки и творчества.
ТИХООКЕАНСКАЯ КУХНЯ
Это понятие еще не так хорошо известно в мире, как например, средиземноморская кухня, но феномен «тихоокеанской кухни» вызывает немалый интерес. Об этом рассказала заместитель Председателя Правительства Камчатского края Юлия Морозова.
- С каждым годом туристический поток на Камчатку растет кратно, в 2024-ом мы впервые превысили отметку в 400 тысяч путешественников, - говорит спикер. – И как показывают опросы, сегодня одна из весомых причин для посещения полуострова – попробовать тихоокеанскую кухню.
Ежегодно около 10 мероприятий разного формата проходят на Камчатке. Каждое из них помогает туристам открыть для себя «тихоокеанскую кухню». А ведь когда-то все начиналось с одного локального фестиваля как попытки сформировать имидж местной кухни.
- Нам хотелось познакомить туристов с нашими блюдами и доказать, что наша гастрономия имеет свою идентичность, - продолжила Юлия Морозова. – Камчатские блюда вкусные и необычные. Кроме того, сегодня многие блюда готовят в том числе и представители коренных народов Камчатки. Они активно вовлечены в создание рецептов для «тихоокеанской кухни». Когда в регионе прошел первый «Гастрокэмп», мы вышли на совершенно иной уровень продвижения. Один из наших новых проектов – «Есть наше». Мы предлагаем гостям не только морепродукты, крабы, икру, но и блюда из камчатских растений – черемши, папоротника, ягод. Отрадно, что муниципальные районы тоже подхватили эстафету и уже на местах проводятся свои гастрономические фестивали.
ВРИО заместителя Губернатора – Председателя правительства Чукотского автономного округа Ирина Максимова рассказала, что в регионе одним из ключевых гастрономических событий стало проведение «Гастрокэмпа» в 2024 году. Блюда, разработанные международной командой проекта, включены в меню местных ресторанов. И гости округа могут попробовать их при посещении региона и оценить по достоинству уникальные вкусы Чукотки.
- Мы планируем не только развивать гастрономический туризм, но и открыть у себя Центр гастрономической культуры малочисленных народов мира, - поделилась планами Ирина Максимова. – Это новая идея, которую мы уже согласовали на всех уровнях и начинаем реализовывать.
КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД ЮНЕСКО
Директор департамента экспедиций и туризма Русского географического общества, глава лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики Наталия Белякова отметила, что сеть креативных городов ЮНЕСКО - понятный и выстроенный проект. Петербург подал заявку и первым из российских городов занял номинацию «Гастрономия».
«В рамках новой международной повестки и все геополитические подвижки четыре российских города, каждый в своей номинации по-прежнему - участники этого проекта, - подчеркнула Наталия Белякова. – Подача заявки - результат синергии усилий профильного органа исполнительной власти региона (в данном случае - Комитета по развитию туризма и Комитета по внешним связям Администрации Петербурга), амбиций петербургских шеф-поваров, точечно привлеченных экспертов, к пулу которых ответственно было принадлежать. Главный успех победы заявки - доказать на примерах, что локальная кухня, во-первых, распространена в регионе, входит продуктовыми и/или гастроспециалитетами в ежедневный рацион, во-вторых - есть драйвер в виде профессиональных гастрономических экспериментов, творческого поиска шефов.
Экспедиционная и туристская логика РГО также соотносится с развитием культуры питания. В экспедициях, в том числе международных, мы готовы тестировать специальные форматы - разработки отечественных пищевых технологов по рациону в сложных климатических условиях, например. В части туризма - почти все собственные научно-популярные путешествия РГО включают этнографический блок исследований, частью которого является изучение и фиксация практик питания коренных народов.
В Высшей школы экономики в рамках Лаборатории мы в том числе сосредоточены на том, чтобы классический бизнес начинал «играть на поляне» локальной кухни. В этом смысле эксперимент, когда крупнейшая сеть заправок запускает продажу татарских национальных блюд, выглядит необычно, смело и современно. Или когда крупный ритейлер проводит недели локальной кухни. Повара едут в регионы, изучают гастрономические и культурные традиции, а потом создают продукты, которые успешно продаются. Таким образом, появляется возможность, когда тренд на локальность можно «поженить» с логикой ритейлеров».
НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ КУЛИНАРОВ
В этом году организация отмечает 35 лет с момента своего основания. Это первый и старейший профессиональный союз работников индустрии массового питания в нашей стране, который был создан в 1990 году.
Сегодня Национальная ассоциация кулинаров объединяет порядка тысячи поваров из всех регионов России. Под эгидой организации работает около 40 региональных ассоциаций кулинаров, местных неформальных сообществ шеф-поваров и кондитеров, несколько сотен ведущих образовательных учреждений и предприятий общественного питания.
- Возможно в масштабах самой большой страны мира это и не столь впечатляющие цифры, но нужно понимать, что на сегодняшний день члены нашей организации представляют самых передовых специалистов индустрии питания, мотивированных, прежде всего, на развитие отрасли в русле общемировых профессиональных трендов, - подчеркнула президент Национальной Ассоциации Кулинаров России Анна Жукова. - Подобный трансфер знаний, практики, передовых технологий обеспечивает Национальной ассоциации кулинаров России членство во Всемирной ассоциации сообществ шеф-поваров – World Chefs. В этом одно из основных отличий НАК от десятков других зарегистрированных в стране кулинарных союзов и организаций.
Миссия Национальной ассоциации кулинаров России – содействие всестороннему развитию индустрии питания страны. В нашей деятельности в каждом регионе присутствия мы уделяем особое внимание нескольким основным направлениям деятельности: работе со студентами профильных образовательных учреждений, направленная на популяризацию кулинарных профессий, вовлечение профессиональных поваров в рамках здоровой конкурентной среды в процессы интенсивного саморазвития, интеграция профессионального потенциала кулинаров в многочисленные процессы развития индустрии гостеприимства во всех регионах страны, а также содействие притоку в индустрию питания самых современных стандартов качества, безопасности и технологий.
К слову, с 18 по 20 марта этого года в Москве в «Крокус Экспо» в очередной раз пройдет ежегодный Всероссийский кулинарный чемпионат Chef a la Russe, который по традиции проводит ассоциация совместно с компанией Метро.
КАЛУЖСКИЕ БРЕНДЫ
Калужская область стала пилотным регионом для международного проекта «Гастрокэмп», который призван помочь сформировать на местах локальные меню как инструмент продвижения территорий и привлечения туристов.
- Наше мероприятие было полностью аутентичным, - отметила генеральный директор отеля «Амбассадор Калуга» Ирина Мельникова. - Мы использовали максимально локальные продукты, опыт и технологии старинных рецептов. Повара команды проекта через необычные вкусы передали историю нашего региона. Для меня гастрономия - это не просто еда, это то, что дает полную картину представлений и впечатлений о местности.
Кроме того, спикер рассказала, что в 2021 году в Калужской области команда отеля «Амбассадор Калуга» запустила проект «Кухни народов России и мира». Это стало еще одним способом укрепления культурных связей, через которые раскрываются традиции.
- Гастродипломатия - это мостик между гастрономией и культурой, между прошлым и настоящим и между настоящим и будущим, - философски заметила Ирина Мельникова. - Для нас этот проект уже не только гастрономический, а еще и культурный, потому что гости окунаются полностью в культуру той страны или народности, которые мы представляем. Ближайший гастрономический ужин пройдет 15 февраля и будет посвящен белорусской кухне. А 7-8 августа в Калуге состоится уже третий международный фестиваль «Космическая еда», где мы говорим о технологиях космической еды и о том, как эти технологии из космоса переход на Землю и помогают нашему сельскому хозяйству выращивать более стойкие растения и придумывать новые виды продукции.
В заключение Ирина Мельникова подчеркнула, важно, чтобы туристы приезжали в Калугу не только ради самого современного в мире Музея космонавтики, но и ради калужской кухни.
ИХ ВЗГЛЯД НА НАШИ ПРОДУКТЫ
Бренд-шеф и основатель кейтеринговой компании «Технологии Питания», участник международных проектов «Гастрокэмп» и «Российские Гастрономические Недели» Антон Сальников активно взаимодействует с зарубежными шефами, ему довелось поработать поваром в посольстве иностранного государства в Москве. Как эксперт он рассказал о роли гастродипломатии и необходимости международного сотрудничества.
- Во-первых, это популяризация локальных продуктов, российской кухни, - сказал он. – Мы показываем, насколько она, с одном стороны, соответствует современным трендам, с другой, насколько она уникальна. У нас есть продукты, о которых местные могут либо е знать, либо знать, но воспринимать обыденно. А на самом деле ими нужно гордиться. Например, сыры и молочная продукция Калужской области. Или ревень и черная смородина Забайкалья. Про Камчатку с Чукоткой можно говорить вечно.
По словам шеф-повара, сейчас из локального популярны тренды этнической кухни как опоры и базы для новых блюд, приготовление в печи.
- Мы много работали в «Гастрономических неделях» за рубежом. Гости всегда удивляются, пробуя нашу кухню, - отмечает он. - При чем дело не в экзотике, а в уникальности приготовления и самих продуктах. Во время «Гастрокэмпов» мы приглашаем к участию иностранных шефов. Нам всегда интересно изучить их взгляд на наши продукты. Как они готовят блюда, как раскрывают вкусы.
КРЕАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
- Наш институт - это часть факультета креативных индустрий, - начала выступление заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ Высшая школа экономики Наталья Логутова, - Как центр компетенций, мы занимаемся разработкой и реализацией образовательных программ. А как экспертно-аналитический центр – изучением творческих индустрий. Основная база нашей работы - тесное сотрудничество с креативными индустриями. Бизнес готовит для себя кадры и помогает формировать образовательную программу. Так вот, гастрономия - одна из креативных индустрий, она является составной частью креативной экономики, будучи абсолютно междисциплинарной: тут дипломатия, этнография, культура, коммуникации, гуманитарная география, кухня, локальные продукты.
По мнению спикера, как раз рестораны региональной кухни являются точками входа в местную культуру. И гастрономия – это комплексное явление с пониманием уровня сервиса, дизайна и образа в целом.
- Мы сейчас активно изучаем, как формируется экономика впечатлений, бренды территорий, и отмечаем, как много творческих специалистов, не будучи гастрономами, обращаются к местным продуктам, осмысляют их в контексте локального культурного кода, и делают из них бренды, - отметила эксперт.
НАШИ В МАЛАЙЗИИ
Представитель Россотрудничества в Малайзии, руководитель Российского центра науки и культуры в Куала-Лумпуре Андрей Потемкин рассказал, что еда в Малайзии не просто средство насыщения, это язык, на котором можно строить истории, мосты, укреплять доверительные связи и продвигать позитивный образ страны. В частности, России в Малайзии.
- Малайзия - это страна, где еда занимает почти сакральное место, - отметил спикер. - Это способ жизни, общения. Местные обожают говорить о еде, делятся впечатлениями, обсуждают новые вкусы. Здесь проходит много гастрономических фестивалей, ведь еда -способ не только привлечь внимание, но и стать отправной точкой для диалога о культуре и традициях России.
Андрей Потемкин надеется, что фестиваль русской кухни, если удастся его провести, будет очень востребован. И, конечно же, в первую очередь на нем будут представлены борщ и блины.
- Блюда будут украшены традиционными русскими узорами и это, несомненно, привлечет внимание малайской публики, - сказал эксперт. - В последний год Малайзия активно сотрудничает с Россией по халяльным продуктам. И на фестивале этот акцент надо будет учитывать, потому что местные в большинстве своем мусульмане. Кроме того, фестиваль русской кухни может рассказать о большом туристическом потенциале нашей страны.
ТУРИСТ МЕНЯЕТСЯ
Заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Юлия Максутова в своем выступлении сделала акцент на иностранных туристов. Центр в плотном взаимодействии с минэкономразвития, туристической отраслью занимается привлечением иностранных туристов в нашу страну.
- У нас амбициозная цель - до 2030 года увеличить количество туристов в четыре раза, - отметила спикер. – И не только количество увеличить, но и средний чек. За что платит турист? За впечатления. В этом смысле еда - просто идеальна. Это и потребность, и ощущения, которые человек получает. Сейчас потрет иностранного туриста меняется, и мы словно растим его с пеленок, приучая к нашим вкусам и традициям. Если до пандемии к нам приезжали больше 50% китайцев, то сейчас арабские туристы их догоняют. А арабы очень любят пробовать новое. И мы в большом плюсе, потому что китайский турист не готов пробовать российские национальные блюда больше одного раза в день, а арабский турист пробует «нон-стопом». Они, например, активно ищут в общепите наш медовик по разным рецептам.
По словам Юлии Максутовой, возрастная категория тоже меняется. Сейчас к нам едут молодые люди (25-30 лет), и они открыты всему новому.
- Мы знакомим иностранцев с культурой и гостеприимством русской души, - заключила эксперт. – И у нас уже 15 целевых стран, туристов из которых мы активно приглашаем в Россию.
КИТАЙ – РОССИЯ
Амурская область имеет протяженную границу с Китаем. Неудивительно, что китайские туристы здесь значительно преобладают. И в этой связи взаимодействие России и Китая в гастрономической сфере проходит достаточно интенсивно.
- Когда мы говорим о повороте на Восток и новых прорывных решениях, то на самом деле, для нас это то, с чем мы живем, - подчеркнула министр внешних связей и туризма Амурской области Екатерина Киреева. – Конечно же, гастрономическая культура всегда с нами, это наша органичная часть. В этом смысле Благовещенск точно может быть точкой трансляции нашей традиционной российской культуры для китайской целевой аудитории. В нашем регионе самым активным образом развивается российско-китайское деловое сотрудничество. Мы используем все возможности, чтобы показывать нашу культуру через еду. Это касается и меню на приемах и презентациях. Любая важная площадка с большим количеством иностранных гостей – это всегда возможность познакомить их с нашей культурой. Некоторые мероприятия мы проводим синхронно с Китаем – мы на своем берегу, они на своем. В завершении министр пригласила читателей «Комсомольской правды» на третий фестиваль «Берега вкуса» в Благовещенск.
Источник: Ирина Ильина, Комсомольская правда, https://www.kp.ru/daily/27657/5042187/
11 января на 80-м году жизни скончался российский искусствовед, специалист по современному искусству, историк искусства, куратор, один из основателей программы «Современное искусство» в НИУ ВШЭ Леонид Бажанов.
25 октября 2024 года состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию креативной экономики при комитете Государственной Думы по экономической политике. В работе заседания приняла участие Татьяна Всеволодовна Абанкина, член Экспертного совета, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Направление обучения
Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.