По общим вопросам
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
Институт развития креативных индустрий НИУ ВШЭ запускает проект, в рамках которого запланирована серия интервью заместителя декана Факультета креативных индустрий, директора ИРКИ НИУ ВШЭ Татьяны Ривчун с представителями креативных индустрий и творческого сообщества. Каждое интервью приурочено к знаковым событиям в сфере культуры и креативных индустрий 2025-го и 2026 года.
Вместе с экспертами Татьяна Ривчун обсудит роль этих событий в культурной жизни страны и мира, их влияние на современную культуру и ее развитие, а также то, как ключевые исторические события и памятные даты продолжают вдохновлять творческих людей и находят отражение в их работах.
Этот проект предлагает возможность взглянуть на культуру и творчество через призму опыта профессионалов, работающих в самых разных направлениях — от искусства и дизайна до музыки и медиа.
«В этих интервью мы будем обсуждать не просто факты и события, а эмоции, опыт и уникальные взгляды представителей разных творческих профессий и экспертов креативных индустрий. Мне кажется, они будут интересны всем: и тем, кто ищет вдохновение для своих проектов, и тем, кто ценит экспертный взгляд и хочет узнать, как создается современная культура, и студентам, которые учатся не только в Высшей школе экономики, но и во всех ВУЗах страны», – директор ИРКИ НИУ ВШЭ Татьяна Ривчун.
***
В 2026 году Большой театр будет отмечать 250-летний юбилей. Это знаковое событие не только для России, но и для всего мирового культурного сообщества. Большой театр за свою историю стал не просто местом, где рождаются шедевры оперы и балета, но и символом, с одной стороны, традиций, а с другой – новаторства. Его история — это отражение истории самой России с ее взлетами, падениями и возрождениями. К юбилею приурочены яркие мероприятия и события, в их числе – открытие выставки работ художницы Ольги Оснач, чьи работы представлены в Русском музее. Экспозиция называется «Отзвуки театра. Адажио уходящего века» и открыта в Галерее «МастАРТ».
250 лет Большому театру: история великого символа русской культуры
История Большого театра России началась в 1776 году, когда императрица Екатерина II подписала указ о создании в Москве постоянной театральной труппы. Первоначально театр назывался Петровским, по названию улицы, на которой он располагался. Однако судьба первого здания оказалась трагичной: оно сгорело еще до открытия. Второе здание, построенное в 1780 году, также не устояло перед огнем — оно было уничтожено пожаром в 1805 году.
Новый этап в истории театра начался в 1825 году, когда на Театральной площади было возведено здание, спроектированное архитектором Осипом Бове. Именно тогда театр получил свое нынешнее название — Большой. Однако и это здание не избежало пожара: в 1853 году огонь уничтожил практически все, кроме каменных стен. Архитектор Альберт Кавос взялся за восстановление, и уже в 1856 году театр открыл свои двери для зрителей в обновленном виде.
На протяжении XIX и XX веков Большой театр являлся центром культурной жизни России. На его сцене ставились оперы и балеты, которые сегодня считаются классикой мирового искусства. Здесь работали такие выдающиеся композиторы, как Петр Чайковский, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков. Балетные постановки «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» в исполнении труппы Большого театра получили мировую известность.
Советский период стал для театра временем испытаний, но также и временем сохранения традиций. Несмотря на сложности, Большой театр продолжал радовать зрителей своими постановками, а в 1941 году, во время Великой Отечественной войны, был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара), где продолжал свою работу.
В XXI веке Большой театр пережил масштабную реконструкцию (2005–2011), которая позволила сохранить его исторический облик, но при этом оснастить современными технологиями. Сегодня он остается одним из ведущих театров мира, продолжая радовать зрителей как классическими, так и современными постановками. В этом году празднуется 200 лет со дня открытия нового здания Большого театра, построенного архитектором Осипом Бове, а уже в следующем году театру исполнится 250 лет со дня его основания.
В галерее «МастАРТ» на Вознесенском переулке проходит выставка художницы Ольги Оснач «Отзвуки театра. Адажио уходящего века». Выставка организована совместно с Парламентским клубом в рамках проекта, посвященного 250-летию Большого театра – «Больше чем театр». С графических работ Ольги Оснач ангелы наблюдают за гостями, зритель любуется артистами балета, а картины с изображениями первых билетов на представления Большого театра уносят нас в прошлые века – к театру, освященному великими именами Станиславского и Немировича-Данченко. Директор Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Татьяна Ривчун поговорила с автором выставки Ольгой Оснач и директором галереи «МастАРТ» Татьяной Хазовой.
Татьяна Ривчун: – Почему выставка называется «Отзвуки театра. Адажио уходящего века»?
Ольга Оснач: – Выставка посвящена грядущему юбилею Большого театра, которому в следующем году будет 250 лет. В связи с этим событием галерея затеяла огромный проект, в который включились художники, и каждый несет свою дань этому большому событию. Именно это и послужило такому названию выставки.
По большей части я работаю с воспоминаниями. Это, наверное, одна из основных тем моих работ, и попытка через эти работы поймать время – поймать его и зафиксировать.
Через предметы мне всегда хочется подтолкнуть зрителя в те воспоминания, которые они у него побуждают, погрузить в радостные или тревожащие воспоминания, в любом случае – взволновать эмоционально. Поэтому я всегда для своих работ придирчиво выбираю те предметы, которые могут послужить этой цели.
В отношении Большого театра я задумалась, когда поняла, что надо работать над такой невообразимо громадной темой. Я задумалась о том, что я могу такого сказать, чего не сказали до меня. Билеты – это как раз такая крохотная вещь, которая всем напоминает об этом огромном празднике, о счастье, сказке, к которой они ведут. Билет – это крохотная бумажка, которую люди хранят годами, десятилетиями, иногда даже и столетиями, потому что она является пропуском в эту сказку.
Татьяна Ривчун: – За нами сейчас висит одна из работ серии «Билеты отгремевших спектаклей». Как проходила работа над этой картиной?
Ольга Оснач: – Это картина, написанная с реального билета 1875 года. Его мне предоставил Музей Москвы, у них в фондах эти билеты хранятся очень трепетно. Ни у кого не вызывает удивления, когда мы делаем портрет человека – прорисовываем брови, глаза, волосы, что угодно. Вот это точно такой же портрет билета. Для меня важно очень трепетно к нему отнестись, потому что все эти подробности, детали, которые наложило на него время, показывают его сложную жизнь. Эта крохотная бумажка прожила 150 лет, и мне хочется отдать дань времени, которое отпечаталось на нем. Для этого надо все передать таким, какое оно есть. Это его портрет, поэтому любая деталь будет важна. Она создаст, завершит, дополнит и полностью сформирует этот портрет, иначе это была бы не полная картина.
Татьяна Ривчун: – Расскажите о своем художественном пути
Ольга Оснач: – На самом деле, у меня такой прямолинейный путь, совершенно банальный: школа, училище, институт, все художественное, я профессиональный художник. Художественная школа – пять лет, художественное училище - четыре с половиной года, институт – пять лет. Вот такой самый, что ни на есть, прямой путь, без всяких извилин. Я заканчивала керамику в МВХПУ им. Строганова, и проработала в этой сфере, наверное, девять лет. А затем потихоньку начала понимать, что мне хочется заниматься другим. Живописью всегда было страшно заниматься, потому что мне казалось, что это очень серьезное занятие для серьезных людей. А я не очень серьезный человек. Но в 2001 году я написала всем заказчикам, всем архитекторам, с кем работала, написала всем галеристам, что я заканчиваю заниматься керамикой и буду заниматься живописью. Это было ужасно. И, наверное, года три было очень тяжело перестраиваться и думать, на что ты вообще способен.
Это очень странное было время, очень странное. Ты стоишь, не знаешь, что делать со всеми своими академическими знаниями, куда идти, куда двигаться, и что тебе важно. Вообще ради чего ты все бросила и хочешь высказаться, как говорится, на какую-то серьезную тему. Но, я думаю, человек всегда нащупывает в себе то, что в нем уже есть. Если он честно проводит эти раскопки, то он найдет именно то, что внутри него заложено.
Татьяна Ривчун: – Сейчас ваш статус глобально поменялся. Ваши работы нельзя вывезти из страны без специального разрешения, а некоторые картины находятся в Русском музее. Вы чувствуете это? Поменялось как-то ощущение внутри?
Ольга Оснач: – Когда моя работа попала в коллекцию Русского музея, и мне прислали письмо на пяти листах, это ощущение было удивительное совершенно. Восторга было даже, может быть больше, чем когда я поступила в институт. Это даже не то что признание, это какое-то настолько громадное событие, что твоя работа находится в этом хранилище предметов искусства.
Выставка, после которой началась работа с Русским музеем, была для меня очень, я даже не знаю, лестной, наверное, это слабое слово, потому что у меня было много работ на выставке, которые висели вперемешку с великими. Рядом с Кустодиевым, рядом с Гончаровой, рядом с Татлиным. Ты ходишь там и думаешь, что такого не может быть.
Татьяна Ривчун: – Чего бы вы хотели добиться и считаете на данный момент достаточно сложным?
Ольга Оснач: – Самое сложное, наверное, это большая персональная выставка в большом музее. Каждый раз думаешь, достаточно ли у тебя личных авторских тем, которые могут вызвать интерес? Сможешь ли ты решить какую-то большую, важную тему, чтобы это произошло?
Татьяна Ривчун: - Есть ли какие-то темы, концепции, которые хотелось бы еще исследовать?
Ольга Оснач: – Обычно об этом не говорят. Потом у меня вошло в привычку беспрерывно записывать, о чем бы я хотела подумать. Этот список, он какой-то бесконечный, там уже позиций 200. Иногда с ужасом думаю, что не то, что жизни не хватит, нескольких жизней не хватит, чтобы это все решить. И все время в голове происходит отбор, что важно, что неважно, что меня больше интересует, о чем бы я могла сказать наиболее пронзительно.
Татьяна Ривчун: – Среди нашей аудитории очень много студентов, которые интересуются искусством, в том числе, много молодых художников, которые занимаются не только современным, но и классическим искусством. Можете ли вы им что-то посоветовать?
Ольга Оснач: – Я бы так сказала: мир для следующего поколения всегда будет новым. Мы прошли от дисковых телефонов в нашей юности до мира, который существует сейчас. Художник всегда должен говорить о своем времени. Я очень много провожу просмотров художественных институтов и часто вижу, что люди говорят не языком своего времени. Это превращает искусство в какую-то «задохлость».
Человек должен говорить своим поколением, языком своего времени. Они во что бы то ни стало должны создавать этот новый язык и использовать наследие. Но время в их работах должно читаться. Зритель должен видеть, что эта вещь сделана сейчас, что человек живет в нашем времени, он понимает его, он видит его, и он хочет общаться со своими современниками. Пусть они никогда этого не забывают.
Татьяна Ривчун: – Назовите ваш любимый музей.
Ольга Оснач: – Пушкинский.
Татьяна Ривчун: – Ваш любимый художник и любимая картина?
Ольга Оснач: – Невозможно выбрать одного, назову одного из – Матисс. Она из любимых его работ – это «Красные рыбки». Она, к слову, находится в музее им. А.С. Пушкина.
Директор галереи «МастАРТ» Татьяна Хазова рассказала о создании галереи и о концепции выставки к 250-летию Большого театра, она также поделилась своими мыслями о современном искусстве, его связи с культурными кодами и роли в обществе.
Татьяна Ривчун: – Расскажите о себе и своем творческом пути.
Татьяна Хазова: – Мне очень приятно, что вы сегодня с нами, и что у нас идет такая чудесная выставка с моей любимой художницей – Ольгой Оснач. Вообще, путь в искусство – это всегда очень сложный путь. Если ты не родился в артистической художественной семье, то это как дорога через тернии к звездам. Я пришла к этому как к профессиональной деятельности в довольно зрелом возрасте. А до этого за плечами был Московский государственный университет, факультет вычислительной математики и кибернетики. Я еще кандидат экономических наук. Но в какой-то момент я решила, как говорил наш классик Василий Васильевич Кандинский, сейчас или никогда. И вот этот момент наступил.
Ольга рассказывала о своей жизни, когда она от работ с керамикой перешла к живописным произведениям. Так и я в какой-то момент своей жизни. Если бы со мной это не случилось, и я бы не занялась галереей, наверное, я была бы самым несчастным человеком. Но это случилось. Это все было очень непросто, потому что это, знаете, такое дело, которому никто не может научить. У каждого галериста, у каждого человека, кто прикасается к этому, к миру художника, свой путь. И тут самое главное войти и стать своей среди художников, то есть найти свое место, стать их другом. Потому что люди, как правило, те, которые работают и которые свою жизнь посвящают творчеству, это очень тонкие, ранимые люди.
Татьяна Ривчун: – Как появилась идея создать выставку к 250-летию Большого театра?
Татьяна Хазова: – Знаете, это вот как раз такой поиск, поиск направления работы. С одной стороны, что такое моя работа? Ты приходишь в мастерские, ты видишь работы художников, видишь их идеи. Они же всегда считывают, это очень тонкие люди, они считывают все, что происходит. А с другой стороны, на мне лежит большая ответственность, а большая ответственность – это что такое? Делать выставки, продавать картины и скульптуры. Но ты все время думаешь о том, что бы было сейчас интересно, востребовано. И, конечно, на мой взгляд, правильно, когда ты подключаешься к чему-то такому мощному, большому, чем живет не один человек, а когда ты в потоке. Я бесконечно люблю Большой театр. Меня всегда тревожит такая идея, идея XX века о синтезе искусства. И каждый из нас тоже по-своему понимает этот синтез. В своей работе я всегда пытаюсь приподняться, выйти на какие-то такие темы, которые бы публику задели за самое личное, и соединить с тем, что происходит сейчас.
Год назад мне пришла идея посвятить выставку юбилею Большого театра. Если оглядываешься назад, было очень много артистов, премьеров, див оперных, но как-то это все прошло. Музыка остается, а люди растворяются. А если мы всю мощь лучших художников сфокусируем как раз на том, что сейчас делается в Большом театре, то, фиксируя наше время, иллюстрируя и демонстрируя наших великолепных современников, которые сейчас там работают, мы сможем раскрыть всю историю театра.
Я не очень люблю пафосные слова, но в случае с Большим театром, мне кажется, это очень уместно. Потому что это такая сердцевина русской культуры, это сердце. Ну и, конечно, это один из культурных кодов. Кроме того, через юбилей Большого театра мы сможем обратить внимание и на то, что вообще происходит в нашей художественной жизни.
Татьяна Ривчун: – Вы работаете с разными художниками. Вам нравится открывать новые имена?
Татьяна Хазова: – Вся идея этого проекта заключается в том, что здесь представлены разные авторы. У нас в стране есть прекрасные профессионалы, которые уже знакомы в музейной среде, в этой узкой прослойке профессионалов, но широкой публике, к сожалению, не все известны, поэтому мы их называем новыми. У них очень разная манера, стиль, от каких-то классических подходов до ультрасовременных, и у каждого свой язык.
Все художники, которые подключены к этому проекту, это как многоголосие всего мира, и в этом-то как раз самое интересное. У меня нет диктата, то есть я никогда не обсуждаю с художником, что он должен сделать, я говорю — войди в этот мир, войди в это закулисье, приди на спектакль.
Зачем повторяется какой-то сюжет в искусстве? Потому что, переживая это, мы прорастаем в этой точке, совершается тот самый божественный замысел, предположить который мы не можем. Разный автор, разный стиль, разный манер, это приоткрывает через живопись и графику взгляд на наш мир, такой необыкновенный и такой богатый.
***
Татьяна Хазова отметила, что идея совместной с Ольгой Оснач выставки возникла из размышлений об ангелах и культурных символах, которые объединяют людей. Она подчеркнула, что здание Большого театра, изображенное на 100-рублевой банкноте, стало не только символом искусства, но и важным элементом национальной идентичности, доступным каждому, даже тем, кто никогда не был в Москве. Большой театр — это культурный код, который живет в том числе через предметы. Татьяна также рассказала о том, как современное искусство может вдохновлять и объединять людей, особенно в регионах. Она упомянула, что выставки, посвященные Большому театру, уже прошли в Оренбурге, и планируется их проведение в других городах России. Это, по ее мнению, помогает привлечь внимание к культурным ценностям и вдохновить молодежь на изучение искусства.
Кроме того, Татьяна поделилась своими планами на будущее, включая развитие перформансов и видео-арта в России. Она выразила надежду на то, что молодые художники и актеры смогут объединить свои усилия для создания новых форм искусства, которые будут интересны как молодежи, так и более зрелой аудитории.
На вопрос о любимом музее Татьяна ответила, что ей особенно близок Пушкинский музей, а из последних впечатлений ее тронула работа Рембрандта, выставленная там. Она также отметила, что постоянно вдохновляется новыми произведениями и художниками, что помогает ей в работе над новыми проектами.
С 7 по 10 ноября 2024 года в рамках празднования 95-летия Московского Планетария пройдет первый Московский международный фестиваль научного кино.
Новый выпуск дайджеста Института развития креативных индустрий CREATIVE.HSE DIGEST посвящен экономике впечатлений. В него вошли комментарии и интервью экспертов, а также актуальные кейсы регионального и федерального значения.
Направление обучения
Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.