Российская креативная неделя — Север

Российская креативная неделя — Север

4 сентября 2025 года в Сыктывкаре состоялся форум «Российская креативная неделя — Север», посвящённый новой идеологии и новым функциям северных населенных пунктов. Ключевая тема форума: «Новые сценарии жизни северных городов в эпоху креативных индустрий».

Программа форума была сфокусирована на трёх ключевых направлениях развития:

  • превращение культурного кода малых городов в бренд территории;
  • потенциал превращения Северной кухни в бренды, события и маршруты;
  • использование кинематографа как инструмента развития регионов.

Современная концепция креативных кластеров далеко выходит за пределы традиционного понимания творчества и искусственно ограниченного круга занятий, превращаясь в инструмент, интегрирующий экономический рост, культурное наследие и социальное благополучие малых городов. Стратегическая сессия «От культурного кода к бренду и развитию территорий» была посвящена изучению возможностей, которые предоставляют креативные кластеры для раскрытия внутреннего потенциала малых поселений, создания ярких локальных брендов и усиления туристической привлекательности. 

В работе секции приняли участие: 

  • Наталья Логутова, заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ
  • Юлия Косянина, руководитель проекта «Творцы России», Fashion Hub Russia
  • Валентина Ростовщикова, председатель правления группы компаний Fashion Hub Russia, идеолог федерального конкурса «Ёлки России»
  • Никита Асадов, главный архитектор проектов архитектурного бюро ASADOV
  • Татьяна Храпко, директор АНО «Международный Центр развития креативных индустрий "КРЕАДЭВ"», академический руководитель программы повышения квалификации «Управление в креативных индустриях» Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ
  • Лейла Зотова, советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи
  • Марина Атаманенко, территориальный директор «Кассир.ру», Центральная Россия
  • Надежда Голикова, исполнительный директор «Кассир.ру», г. Сыктывкар

В современных реалиях понятие «культурный код» города выходит за рамки только историко-этнографического контекста и становится комплексным синтезом идеологических ценностей, экономических факторов и концепций благоустройства.  Участники стратегической сессии «Культурный код городов как синтез идеологии, экономики и благоустройства» обсудили, как локальная культурная идентичность формирует уникальный облик города и влияет на социально-экономическое развитие, инфраструктуру и качество жизни. 

Участники:

  • Валентина Ростовщикова, председатель правления группы компаний Fashion Hub Russia, идеолог федерального конкурса Елки России
  • Наталья Логутова, заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ
  • Сергей Фомочкин, руководитель проектно-производственного департамента ООО «ПЛАНЕТА ДЕКОРА»
  • Никита Асадов, главный архитектор проектов архитектурного бюро ASADOV
  • Ирина Мещанинова, снователь торгово-производственной компании «Планета Декора»
  • Айрат Гималтдинов, заместителю главы администрации г. Нефтекамск по жизнеобеспечению
  • Александр Терентьев, генеральный директор АНО «Агентство по развитию туризма и продвижению Республики Коми»

Эксперты НИУ ВШЭ и Fashion Hub Russia обсудили системные мероприятия, которые институции, действующие на общероссийском уровне и взаимодействующие как практики и центры подготовки кадров, могут совместно реализовывать с учётом успешных региональных кейсов.
Одним рассмотренных примеров стало обсуждение проекта «Ёлки России»: на примере праздничного декора, созданного специально для Нефтекамска, было продемонстрировано, как традиционные символы и местная культура помогают создавать новые смыслы и укрепляют эмоциональную связь горожан с городской средой. 

Республика Коми — сокровищница уникальных северных вкусов, основанных на дичи, речной рыбе, таежных ягодах и грибах. Здесь сохранились глубокие кулинарные традиции финно-угорских народов, которые формируют неповторимую гастрономическую идентичность региона. Однако этот богатый потенциал зачастую остается «вещью в себе», воспринимаясь либо как экзотика для туристов в этнических ресторанах, либо как сугубо домашняя кухня. В регионе уже есть яркие проекты, но не хватает единой стратегии, чтобы превратить разрозненные успехи в мощный бренд, привлекательный как для жителей России, так и для искушенных гурманов из других стран. На сессии «Кухня Республики Коми: от дикого продукта к гастрономическому бренду Севера» президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман озвучил ключевую задачу, стоящую перед гастрономическим сектором в регионе — переосмыслить кулинарные традиции и продемонстрировать богатство вкусов региональных продуктов. 

Читайте также

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.

Круглый стол «Коллекция территориальных брендов: перспективы развития проекта»

9 декабря 2024 года состоялся круглый стол «Коллекция территориальных брендов: перспективы развития проекта», посвященный обсуждению плана развития проекта.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить